ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

Объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ КЛУБА, ПОЛУЧИВШИЕ НА СВОИХ СОБАК ТИТУЛЫ: ЮНЫЙ ЧЕМПИОН РОССИИ, ЧЕМПИОН РОССИИ ИЛИ ЧЕМПИОНА ДРУГОЙ СТРАНЫ, ПРОСЬБА СРОЧНО ПРЕДОСТАВИТЬ ФОТОГРАФИИ ВАШИХ ПИТОМЦЕВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИХ НА САЙТЕ В РАЗДЕЛЕ "ГОРДОСТЬ НАШЕГО КЛУБА".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА » Дрессировка » ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ.

Сообщений 1 страница 10 из 19

1

Теоретические основы дрессировки

Под дрессировкой понимают приучение собаки к выполнению разнообразных и сложных приемов по команде или жесту, которые обеспечивают ее использование для того или иного вида службы.

Курс дрессировки делится на теорию и технику дрессировки. Теория дрессировки изучает и научно обосновывает правила дрессировки на основе закономерностей высшей нервной деятельности. Техника дрессировки рассматривает вопросы методического и технического характера по правильному построению приемов. Делится она на три основных части: 1) общую дрессировку (общедисциплинарный цикл), 2) специальную дрессировку и 3) тренировку служебных собак.

Чтобы служебная собака вполне соответствовала выполнению задач, поставленных перед ней той или иной специальной службой, необходимо прежде всего привить ей послушание и дисциплину. Это достигается общей дрессировкой, т. е. усвоением собакой общедисциплинарных приемов. Специальная дрессировка преследует цель обучить собаку приемам по выполнению предъявляемых требований той или иной службой, например, караульной, сторожевой, розыскной. Но мало( привить общее послушание и специальные приемы, необходимо,' чтобы таковые удерживались собакой. Достигается это систематической тренировкой.

Прежде чем приступить к дрессировке, дрессировщик должен знать цель и назначение собаки и для какой службы она готовится. Он обязан знать основные правила и способы дрессировки той или иной специальной службы, не говоря уже об общей дрессировке. Кроме того, постоянно наблюдать за действиями и привычками собаки, ибо ненужные действия, совершаемые ею, мешают дрессировке. Безотлагательно надо принимать меры к устранению этих действий. Одновременно строго следить и за своими действиями, так как часто по неопытности, незаметно для себя дрессировщик прививает собаке ненужные, вредные для дальнейшей ее работы, навыки. Наблюдениями установлено, что собака обладает целым рядом чрезвычайно ценных врожденных качеств. Она может долго и быстро бегать, что весьма важно при использовании ее на разных службах, быстро запоминать местность и прекрасно ориентироваться в новой обстановке. Сохранив повадки своих диких предков, собака в пробегах всегда применяется к местности, стремясь скрыть от врага свое движение.

Собака обладает хорошо развитым обонянием, что позволяет ей точно различать разнообразные, зачастую очень слабые запахи. Острый слух помогает собаке улавливать звуки и шорохи, которые не может услышать человек. А если учесть исключительную выносливость и приспособляемость к климатическим условиям, режиму содержания и питания, то станет ясным значение собаки в охране народного хозяйства, государственных границ и в других видах службы. При дрессировке необходимо учитывать те или иные качества собаки, развивая, закрепляя и максимально используя их на соответствующей работе.

О поведении собаки

Совокупность действий, которые совершает собака, составляет ее поведение. Дрессировщик должен хорошо изучить поведение собаки, так как знание законов и правил поведения ее имеет первостепенное значение. Ключом к/пониманию поведения собаки служит учение великого русского физиолога академика И. П. Павлова об условных рефлексах. Своим учением И. П. Павлов положил конец ненаучному взгляду на животных, раскрыв перед нами сложнейший процесс высшей нервной деятельности (ВНД), определяющий поведение собаки и сущность ее дрессировки.

Дрессировщик должен знать основные проявления высшей нервной деятельности собаки, чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на ее поведение и правильно применить те раздражители, посредством которых вызываются нужные для работы действия собаки, а ненужные действия задерживаются, тормозятся. Это, в свою очередь, требует хотя бы элементарного знания строения центральной нервной системы — головного и спинного мозга.

Нервная система является очень сложной по своему устройству и важнейшей по назначению тканью собаки. Она регулирует работу всех внутренних органов и связывает их деятельность в единое целое, через органы чувств воспринимает раздражения из внешней среды, анализирует их и вырабатывает ответные действия, т. е. создает временные связи с окружающей внешней, средой. Вся нервная деятельность собаки является деятельностью рефлекторной, иначе говоря — причинно обусловленной действующими на организм раздражителями. Нервная система, пронизывая весь организм животного, связывает его с внешней средой. Нервная система делится на центральную и периферическую.

Центральная нервная система состоит из спинного мозга, лежащего в позвоночном канале, и головного мозга, залегающего в полости черепа. Периферическая нервная система состоит из нервов и периферических нервных узлов. В состав центральной и периферической входит вегетативная нервная система. Нервная система слагается из нейронов — нервных клеток с их отростками, которые по своим размерам и форме разнообразны. Нервные клетки имеют два вида отростков: одни неветвящиеся, которые называются нейритами и служат для передачи нервного возбуждения от нервной клетки на периферию, и другие — дендриты, ветвящиеся и служащие для передачи нервного возбуждения по направлению к нервной клетке. Отростки нервных клеток, собранные в пучки, образуют нервы. Большинство нервных волокон нервной системы покрыто миэлиновой оболочкой, которая служит нервным волокнам для изолированного проведения по ним нервного возбуждения, точнее — миэлиновая оболочка служит для изоляции биоэлектрических токов, развивающихся в нерве при возбуждении. Толстые миэлиновые волокна проводят возбуждение со скоростью до 90 м, тонкие — около 1 ж в секунду. Концы нейритов и дендритов, оканчиваясь разветвлениями, образуют при своем соприкосновении нервные цепи, составляющие сложную сеть связей и основу строения всей нервной системы. Отростки нервных клеток, или нервные волокна, в основном служат проводниками возбуждения.

Нервы делятся на два вида: нервы, передающие нервное раздражение от периферии к центру, называются чувствительными и нервы, передающие нервное возбуждение от центра на периферию,— двигательными, секреторными. В периферических нервах проходят чувствительные и двигательные нервные волокна. Поэтому они называются смешанными.

Спинной мозг находится, как уже было сказано выше, в спинномозговом канале и окружен спинномозговой жидкостью, которая предохраняет его от сильных сотрясений. Он состоит из серого вещества, расположенного внутри спинного мозга и состоящего главным образом из нервных клеток, и белого вещества— нервных волокон, находящихся снаружи, которые также осуществляют связи нервных клеток спинного мозга с головным. Серое вещество лежит кнутри от белого вещества. Возбуждения с периферии по чувствительному нерву передаются в серое вещество — чувствительным нервным клеткам, которые полученное возбуждение передают двигательным нервным клеткам и клеткам головного мозга. Спинной мозг расположен от затылочной части черепа до седьмого поясничного позвонка и представляет собой толстый ствол с утолщениями в области шеи и поясницы — в местах отхода от него нервов к передним и задним конечностям. Работа спинного мозга осуществляется в форме простых рефлекторных актов, с доведением возбуждений, в каждом отдельном случае, до головного мозга и обратно. При участии спинного мозга осуществляются все двигательные рефлексы, большинство сосудистых рефлексов, все рефлексы мочеполовой системы и прямой кишки, рефлексы, обеспечивающие теплорегуляцию, а также рефлексы, регулирующие тканевой обмен большинства тканей. Если удалить спинной мозг у собаки, то она немедленно погибает. Объясняется это тем, что дыхательные мышцы связаны с двигательными невронами спинного мозга и после удаления последнего дыхание прекращается.

Вся деятельность спинного мозга осуществляется под влиянием нервных импульсов головного мозга. Головной мозг помещается в черепной коробке и делится на большой мозг, мозжечок и продолговатый мозг с присущими им специфическими функциями. Продолговатый мозг служит началом головного мозга. Своим устройством он отличается от спинного мозга тем, что если в спинном мозгу серое вещество резко выражено и имеет определенные очертания, то в продолговатом мозгу оно находится в виде групп клеток отдельными островками без ясных очертаний, которые служат центрами жизненно важных функций организма. Белое вещество расположено снаружи. Через продолговатый мозг проходят пути связи спинного мозга с головным. Если механизм рефлекторной деятельности продолговатого мозга принципиально не отличается от деятельности спинного мозга, то по жизненному значению деятельность продолговатого мозга несравненно выше. Продолговатый мозг через волокна чувствительных нервов воспринимает раздражения от рецепторов: слизистых оболочек глаз, полости носа и рта, органа слуха и лабиринтов, гортани, легких, желудка, сердца, печени, тонких кишок и др. В свою очередь центры передают нервное возбуждение, полученное от чувствительных нервов, двигательным нервам и обеспечивают: а) регулирование деятельности сердца, б) регуляцию дыхания, в) защитные рефлексы глаз (мигание, слезоотделение), г) регулирование выделений пищеварительных соков и движений пищеварительного тракта и др. Следовательно, дыхание, пищеварение, работа сердца, кровообращение, деятельность мускулатуры и т. д. могут осуществляться лишь при нормальной работе продолговатого мозга. Повреждение продолговатого мозга ведет к быстрой, немедленной смерти. Мозжечок выполняет очень важную работу — управляет всеми движениями собаки и влияет на равновесие и соразмерность ее движений. При удалении мозжечка правильность движений конечностей нарушается — при ходьбе собаки высоко поднимают и широко расставляют конечности, отмечаются крупного размаха колебательные движения. Большои мозг состоит из двух полушарий, соединенных между собою. Внутренняя его часть состоит из белого вещества, а наружная из серого мозгового вещества и составляет кору головного мозга. Головной мозг является центром восприятия и ответных действий на все раздражители и служит местом выработки условных рефлексов. В нем же расположены центры пяти органов чувств.

К различным участкам коры головного мозга сходятся импульсы от органов чувств, мышц, сухожилий и внутренних органов. В коре полушарий различают лобную, теменную, височную и затылочную доли. Височная доля отделяется от лобной и теменной поперечной бороздой, а границей между лобной и теменной долями служит центральная борозда. Как строение, так и работа указанных участков не одинаковы, например, в височной доле расположен слуховой центр, в затылочной — зрительный. Область кожной чувствительности расположена в передней части теменной доли, а двигательный центр — в задней части лобной доли. Кроме того, в коре полушарий имеются такие участки, раздражение которых влияет на работу внутренних органов.

Таким образом, центральная нервная система, через всю сложнейшую сеть нервных ответвлений — проводников, управляет всей жизненной деятельностью собаки, обеспечивает связь между отдельными частями и в тесном единстве с условиями окружающей природы делает возможным ее существование. С удалением большого мозга собака теряет свою нормальную жизнеспособность. Так, при удалении коры больших полушарий у собаки появляются такие явления: она ест только в том случае, если насильно опустить ее морду в кормушку с едой, не узнает хозяина, не отличает ласки от угрозы, при прикосновении к ней огрызается, присутствие кошки становится для нее безразличным, она делается малоподвижной, натыкается на препятствия и стоит перед ними долгое время. Большой мозг служит центром высшей нервной деятельности. Периферическую нервную систему составляют разветвления черепномозговых и спинномозговых нервов, расходящихся от головного и спинного мозга, при помощи которых центральная нервная система связана со всем телом собаки. От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов — обонятельные, зрительные, глазодвигательные, слуховые, языкогло-точные, подъязычные, блуждающий и др. К спинномозговым нервам относятся: шейные, грудные, поясничные и крестцовые, которые выходят через межпозвоночные отверстия спинного мозга и носят свои названия по месту их выхода. Ввиду того, что нервы (волокна) обладают свойствами возбудимости и проводимости, они делятся на чувствительные, передающие раздражение от периферии к центру, и двигательные, передающие возбуждение от центра к мышцам и железам. Волокна чувствительных и двигательных нервов в большинстве расположены совместно в отдельных нервных стволах. Кроме того, существует еще вегетативная нервная система, которая регулирует работу внутренних органов, их тончайшие химические процессы, происходящие в клетках и тка- нях. Вегетативная нервная система находится под общим влиянием коры головного мозга. Таково вкратце устройство нервной системы собаки, знание которой необходимо как любителю-собаководу, так и вожатым служебных собак.

Безусловные рефлексы.

Всякое ответное действие живого организма на раздражитель называется реакцией. Примером простой реакции может служить отдергивание ноги собакой при уколе, щипке, ожоге. В данном случае булавка, щипок, ожог, раздражая кожу ноги, вызывает возбуждение окончаний чувствительного нерва, находящегося в коже. Раздражение по чувствительному нер-ву тотчас же передалось в спинной мозг и от него по двигательным нервам в виде нервного возбуждения определенным мышцам ноги, вызвав их сокращение (отдергивание ноги). Такая реакция организма на раздражитель, происходящая при участии центральной нервной системы, называется рефлексом— отраженным действием. Нервный путь, по которому проходит раздражение от кожных окончаний по чувствительному нерву до спинного мозга и от спинного мозга по двигательному нерву к мышцам, называется рефлекторной дугой.

Жизнедеятельность любого животного, в том числе и собаки, складывается из простых и сложных врожденных реакций, которые называются безусловными рефлексами. Отдергивание ноги при уколе булавкой относится к простой реакции. К простой же реакции относится движение зрачков под действием света и темноты, отдергивание лапы от огня и т. д. Деятельность нервной системы объединяет работу всех частей организма собаки, связывает ее организм с окружающей средой и уравновешивает систему организма с внешними условиями. Проявлением основной реакции животного на внешний мир служит движение, как результат работы скелетно-мышечной системы и секреции. Скелетно-мышечное движение начинается с отдельных ,мышц и небольших груп мышц, а затем соединяет в одно целое все двигательные акты и уравновешивает силу тяжести массы как отдельных частей, так и всего организма. Но движение не является беспорядочным. Под влиянием окружающей среды собака вынуждена производить разные специальные движения, в том числе и движения для сохранения своего организма от гибели. К таким видам движения относятся: пищевая, оборонительная, половая и другие двигательные реакции. Они совершаются с увязкой деятельности как внутренних органов, так и под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Это и будет сложная врожденная реакция безусловного рефлекса.

Примером сложной реакции может служить нападение одной собаки на другую. Нападающая собака проявляет при этом целый ряд двигательных реакций; она настораживается, присматривается, ощетинивается, издает злобное рычание и обнажает клыки, приготовляется к прыжку на противника. Такую сложную реакцию можно разложить на ряд простых. Возбудителями этих актов служат безусловные раздражители, в основе деятельности которых лежат ближайшие к большим полушариям подкорковые узлы. Но одних подкорковых узлов для жизнедеятельности собаки недостаточно. Предоставленная сама себе, при удалении больших полушарий, она скоро погибает. Вот что об этом говорит И. П. Павлов. «Эти безусловные специальные рефлексы составляют существеннейшую основу внешней деятельности животного. Но эти деятельности у высшего животного, оставшись одни, без добавочной деятельности, оказываются недостаточными для сохранения индивидуума и вида. Собака без больших полушарий обнаруживает все эти деятельности, и тем не менее, предоставленная себе, непременно и очень скоро погибает» *. Без больших полушарий головного мозга собака спустя несколько часов после кормления выходит из промежуточного сонного состояния и начинает беспрерывно двигаться, пока не будет накормлена, а затем снова погружается в сон. Во время движения у нее течет слюна, хотя ничто не вызывает этого пищевого движения. Оно является результатом внутреннего раздражения. При движении, если собака встречает препятствие, беспомощно останавливается перед ним. На звуковые и зрительные раздражители не реагирует, хотя видит и слышит их, если не считать ориентировочной реакции, выражающейся в поднимании головы и встряхивании ушами. Особо сильные звуки вызывали вой. На кличку не реагирует. Самостоятельно не ест и не пьет, а ест и пьет, если вложить пищу или влить воду в полость рта. Таким образом, с удалением больших полушарий безусловные рефлексы сохраняются, но их для нормальной жизни животного оказалось недостаточно.

Деление безусловных рефлексов на простые и сложные условно. В действительности и при простом рефлексе участвуют объединенные в рефлекторной системе различные центры координации центральной нервной системы. Например, раздражение чувствительно-вкусового нерва пищей вызывает не только безусловный рефлекс со стороны слюнной железы, но одновременно и в других железах желудочно-кишечного тракта.

Сложные рефлексы делятся на: 1) рефлексы, направленные на сохранение вида и 2) на сохранение индивидуума. К первой группе откосятся половой и родительский рефлекс и ко второй — пищевой, оборонительный и ориентировочный. Половая реакция возникает при половом возбуждении и обеспечивает размножение собак. Пищевая реакция направлена на со- * И. П. Павлов. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. хранение жизни собак — только что родившийся щенок уже ищет сосок матери, чтобы добывать пищу. . Опытами, проведенными И. П. Павловым над слюнной железой, установлено, что от прикосновения кончика языка к пище раздражается рецептор и в нем возникает возбуждение, которое передается по вкусовому нерву к слюнному центру продолговатого мозга. Оттуда по секреторному нерву возбуждение доходит до слюнной железы, и последняя выделяет слюну. Не всякое раздражение вызывает одинаковое количество и качество слюны. Сухая пища — сухари, мясо в порошке и др. вызывают обильное слюновыделение. Пища (хлеб, каша, молоко и т. д.), имеющая влагу, вызьивает небольшое выделение слюны. Последняя служит для смачивания пищи, лучшего прохождения по пищеводу и облегчения дальнейшей ее химической обработки. Не все вещества вызывают деятельность слюнной железы. Вода совсем не вызывает выделения слюны. При взятии собакой в рот песка происходит немедленное слюновыделение, но совершенно иного качества, чем на пищу,— вместо вязкой и обладающей кислотностью, выделяемая слюна жидкая, отвергаемая слюна, смывающая песок. Этот факт свидетельствует об изумительной приспособляемости слюнной железы к характеру раздражителя. Налицо сложно-безусловный рефлекс.

Оборонительная реакция служит защитой от неблагоприятных воздействий или нападения. Возникает ориентировочная реакция у собаки при воздействии на нее новых раздражителей. Посредством этой реакции собака знакомится с новой для нее обстановкой или незнакомыми раздражителями. Проявляющаяся у данной собаки в наиболее сильной степени реакция называется преобладающей. Преобладающие реакции, если они постоянно сильно выражены, имеют большое значение для дрессировки собаки. Собаку с сильно выраженной активно-оборонительной реакцией (злобой) лучше всего использовать на караульной службе. Если у собаки преобладает пищевая реакция, которая сопровождается доверчивостью к людям, дающим ей еду, то такую собаку желательно использовать для санитарной службы или службы связи.

Кроме оборонительной и пищевой реакций, временное преобладание могут иметь ориентировочная или половая реакция. При преобладании ориентировочной реакции собака проявляет следующие признаки: она всматривается, прислушивается, и малейший шум выводит ее из состояния покоя. Преобладание половой реакции обычно наблюдается у кобелей, если поблизости находится пустующая сука. Ориентировочная реакция должна быть хорошо выражена у каждой собаки, предназначенной для служебного использования. Однако резко выраженное ее преобладание не желательно, так как отвлекает собаку при дрессировке. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно отражается на дрессировке, отвлекая собаку от самой дрессировки. Половая реакция у большинства собак преобладает лишь в определенное время года, и это необходимо учитывать при дрессировке. Мало пригодна для дрессировки и использования на любой службе собака, у которой слабо развита та или иная реакция.

Инстинкты. Относятся они к сложным безусловным' рефлексам. Это врожденные специальные реакции, обусловливающие то или иное поведение собаки. Например, беременная сука готовится к родам, скрывается от людей, предохраняет себя от сильных толчков, а при наличии щенков защищает их от посторонних. Барсук со слепым детенышем находится в стеклянной клетке. При подходе шбаки барсук зажимает ногами детеныша под свой живот и ложится на него, подставляя собаке свою спину. При подходе собаки с другой стороны, барсук вновь подставляет свою спину, закрывает детеныша своим телом, проявляя сложно-безусловный рефлекс или инстинкт сохранения рода. Инстинкт имеет большое жизненное значение для собаки, составляя врожденную основу ее поведения. Инстинкты передаются по наследству, однако степень и форма их проявления зависят от возраста собаки, состояния организма и влияния окружающей среды. Инстинктивное стремление к пище у собак прежде всего зависит от ощущения голода. У голодной собаки изменяется состав крови; «голодная кровь» возбуждает мозговые центры, от которых зависит ряд врожденных действий собаки, направленных на поиски пищи. Инстинкт самосохранения зависит от развития собаки и может проявляться в форме активно-оборонительной реакции (злобы) и в пассивной форме (трусость). Установлено, что щенки, воспитанные в клетке, в отличие от воспитанных на свободе, проявляют характерную трусость.

Учет инстинктивных действий и правильное их использование играют большую роль в подготовке собаки для любых целей. Одни инстинкты, получая форму преобладающих реакций, благоприятствуют дрессировке, другие, наоборот, затрудняют ее. К последним относится инстинкт самозащиты в ее пассивной форме (трусость). Практика показывает, что поддерживая, развивая желательные инстинктивные действия, можно подавлять нежелательные инстинкты. Так, в процессе подготовки собаки к караульной службе приходится подавлять инстинктивное стремление голодной собади к пище, используя для этого другой инстинкт — самосохранение. Для установления его проявления на собаку воздействуют болевыми раздражителями (рывок поводка, парфорсный 44 ошейник), которые применяются при попытке собаки взять пищу прямо с земли или из рук постороннего человека. В результате усиления инстинкта самозащиты собака впоследствии берет пищу только из рук владельца или дрессировщика. Однако следует помнить, что подавленный инстинкт окончательно не исчезает и при благоприятных условиях может вновь проявиться. Голодная собака караульной службы с повышенным пищевым рефлексом может, несмотря на предшествующую дрессировку, подобрать пищу с земли. Поэтому необходимо периодически повторять занятия по подавлению нежелательного для данного вида службы инстинктивного действия.

Дрессировщик должен уметь использовать каждый отдельный инстинкт, усиливая или ослабляя его до желательной степени, достигая этого выработкой определенных условных рефлексов. Одних безусловных рефлексов (инстинктов) для нормального существования собаки недостаточно. На основе врожденных безусловных рефлексов (инстинктов) собака в жизни приобретает навыки — условные рефлексы, которые облегчают ее существование. Таким образом, безусловные и условные рефлексы, дополняя друг друга, способствуют нормальной жизнедеятельности собаки. Условные рефлексы не являются врожденными и возникают только при определенных условиях. Разнообразие и сложность жизненной обстановки требуют от собаки воспитания условных связей, регулирующих ее поведение.

Возьмем самый обыденный из безусловных рефлексов — пищевой. Перед собакой поставлена кормушка с пищей. Собака, в силу пищевого раздражителя, поедает содержимое кормушки. При этом происходит отделение слюны. Эту реакцию мы называем безусловным рефлексом. Если, прежде чем допустить собаку к пище, мы произведем протяжный звук звонком, после чего допустим собаку к поеданию пищи и повторим это при даче пищи несколько раз, то протяжный звук звонка будет вызывать у собаки ту же реакцию, как и пища, т. е. собака проделает те же движения и также потечет слюна. Эта пищевая реакция на протяжный звук звонка будет иметь то же значение, что и вид самой пищи, т. е. вызывать слюновыделение у собаки, будет служить сигналом пищи. Следовательно, организм отвечает определенной сложной деятельностью на внешнее раздражение (в данном случае на протяжный звук звонка), на которое раньше такого ответа не было. Это возбуждение пришло из больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов доказал, что врожденная реакция организма — слюноотделение — может вступать во временную связь с любым раздражителем: светом, звуком, шумом, запахом и т. д., будет так же возбуждать слюнную железу, как возбуждает ее пища. Но это может произойти лишь при одном непременном условии,— чтобы указанные раздражители несколько раз совпали с моментом дачи пищи собаке. Достаточно было в лаборатории зажечь электрическую лампочку, издать звук метронома, фисгармонии, как собаки начинали вилять хвостом, облизываться, ронять слюну в предвкушении пищи. Налицо — временная связь указанных раздражителей с пищей. Этот ответ организма на воздействие больших полушарий головного мозга извне при определенных условиях и был назван условным рефлексом, в отличие от врожденных, безусловных. Для восприятия внешних раздражителей у собаки, как и у всякого животного, имеются специальные рецепторы (начальное звено). Достаточно нарушиться хотя бы одному из этих органов, как восприятие внешних раздражителей сократится. Например, собака, лишившаяся слуха, не может воспринимать звуковые раздражители, и дрессировка на голос невозможна.

Рецепторы делятся на две группы: внешние и внутренние. Внешние —пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Внутренние органы или рецепторы, через которые передаются импульсы в кору больших полушарий,— весь сложнейший процесс работы внутренних органов: пищеварения, сердечно-сосудистой системы, дыхания и др. Способность внутренних органов воспринимать возбуждения из коры полушарий головного мозга и в свою очередь сигнализировать в мозг была доказана великим физиологом И. П. Павловым. Рецепторные аппараты, воспринимающие внешние раздражения и разлагающие их на отдельные элементы, называются анализаторами.

Анализатор состоит из рецептора, рецепторного органа, проводника (периферического чувствительного нерва) и участка коры больших полушарий, к которому передаются нервные импульсы по проводнику. Таким образом, сложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой осуществляются через высшую нервную деятельность. По учению И. П. Павлова, при образовании условного рефлекса в качестве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Не малое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем условный раздражитель сильнее, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем, при прочих равных условиях, больше условно-рефлекторный эффект, т. е. тем энергичнее пищевая двигательная реакция и тем обильнее слюнотечение. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект. Не всегда условный положительный раздражитель вызывает процесс раздражения в корковой клетке. Если подавать команду «сидеть»»и не подкреплять ее безусловным раздражителем, то корковая клетка звукового раздражителя непременно перейдет в тормозное состояние. При систематическом применении этого раздражителя, без подкрепления безусловным раздражителем, он становится условным тормозным. Таким образом, между условным и безусловным раздражителями должна существовать деловая связь, деловые отношения, причем условный положительный раздражитель должен служить сигналом для безусловного раздражителя.

Основные движения собаки — при посадке, укладке, беге, плавании — представляют прирожденные безусловные рефлексы. Однако для того чтобы собака садилась по команде дрессировщика, нужно образовать при помощи дрессировки условный рефлекс на эту команду. Для этого необходимо сначала подкрепить команду таким раздражителем, котор'ый вызвал бы у собаки безусловный рефлекс (в данном случае — посадку). Раздражитель, который, воздействуя на собаку, вызывает проявление безусловного рефлекса, называется безусловным раздражителем. Если вожатый, взяв собаку за поводок и удерживая ее правой рукой у ошейника, произнесет команду «сидеть», нажимая при этом левой рукой на крестец собаки, то это заставит ее сесть. После неоднократного подкрепления данной команды указанным безусловным раздражителем (надавливание на крестец), у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду «сидеть». Для безотказного выполнения приема, в данном случае команды «сидеть», и ускорения выработки условного рефлекса необходимо воспитание у собаки вспомогательных условных рефлексов положительного характера. Для этого используются условные и безусловные раздражители. Например, после того как собака выполнила команду «сидеть», подкрепляют поощряющей командой «хорошо», одновременно собака ласково оглаживается и получает лакомство — мясо, сахар и др. По такой схеме строится выработка условного рефлекса на любую команду.

Следует твердо запомнить основное правило, обеспечивающее образование у собаки условного рефлекса — безусловный раздражитель (нажатие на крестец при посадке собаки) применяется через одну-полсекунды после условного звукового раздражителя — «сидеть». Если безусловный раздражитель будет предшествовать условному раздражителю, то условный рефлекс не образуется, а если и образуется, то очень медленно. Конечно, нужна тренировка для закрепления условных рефлексов (навыков).

Условные раздражители делятся на простые и сложные (из нескольких раздражителей). При дрессировке собак в основном пользуются сложными (комплексными) раздражителями: команда, жест, общее поведение дрессировщика. Команда является условным звуковым раздражителем для привития собаке того или иного условного рефлекса. До образования у нее условного рефлекса команда является лишь звуковым безразличным раздражителем. Как только собака приобрела навык выполнения, данный звуковой раздражитель («сидеть», «стоять», «ползи», «барьер» и др.) становится командой, которую собака выполняет в любых условиях. Звуковые команды делятся на: угрожающие, обычные и одобряющие. Угрожающая команда произносится резко, строго и в повышенном тоне. Обычная команда произносится деловым, энергичным тоном. Одобряющую команду произносят протяжно, весело, ласкающе.

В практике все три вида команд применяются так. Мы хотим привить собаке условный рефлекс на команду «сидеть». Команда подается обычным голосом, а через полсекунды подкрепляется безусловным раздражителем (давление левой руки на крестец). Собака сядет. После нескольких повторений у собаки образуется условный рефлекс. Если собака не выполняет данный прием, то команда подается в угрожающем тоне. Если же она и после этого не сядет, то после команды «сидеть» производится резкий рывок поводком с одновременным нажатием на крестец. В обоих случаях условный рефлекс образовался на основе безусловного рефлекса. Для привития условных рефлексов необходима активная работа больших полушарий мозга. Интонация угрозы применяется при запрещении и принуждении. Запрещение представляет собой условный рефлекс, выработанный на команду «фу», которая произносится громко и резко. Эта команда вырабатывается при помощи более сильно действующих, болевых раздражителей. При помощи запрещающей команды «фу» прекращается всякое нежелательное действие собаки. Например, отвлечение ее на случайный раздражитель (появление птицы, другой собаки, постороннего человека, шороха, звука и т. п.). Это внешние раздражители.

Кроме внешних раздражителей, могут быть раздражители внутреннего порядка, которые могут иметь продолжительный характер — голод, половое возбуждение, болезненное состояние собаки, переполнение мочевого пузыря, прямой кишки и др. При голоде и половом возбуждении собаки дрессировщик должен применять более сильно действующий безусловный раздражитель (резкий рывок поводком, парфорсный ошейник и др.) — принуждение. При болезненном состоянии собаки дрессировщик не должен принуждать собаку к выполнению команды. Наоборот, необходимо предоставить ей покой до тех пор, пока это болезненное состояние не пройдет. Одновременно следует обратиться к ветеринарному врачу. Рывок поводком и любое другое принуждение применяется лишь в тех случаях, когда собака здорова и не выполняет команды, несмотря на обычные способы подкрепления. Принуждение должно применяться только в определенных случаях, так как злоупотребление им угнетает нервную систему и способствует развитию у собаки трусости. Лучшим методом дрессировки надо считать контрастный, при котором применяется одновременно принуждение и поощрение. Этот метод способствует быстрой выработке у собаки условных рефлексов и дает безотказность работы -собаки в любых условиях.

Явления природы, окружающая среда по-разному воздействуют на собаку и облегчают или затрудняют ее дрессировку. Отсутствие у собаки потовых желез затрудняет, усложняет ее дрессировку. Сильный холод также отрицательно действует на собаку. Нормальной температурой для дрессировки собаки считается не свыше +25° и не ниже —20°. Ветер, почва, местность при первоначальной дрессировке также имеют серьезное влияние. Сильный встречный ветер, болотистая почва, прокладывание следа через населенный пункт усложняют дрессировку собаки. Чтобы выработать у собаки прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан. Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и в конце концов может совсем прекратиться. Такое ослабление или полное исчезновение условного рефлекса называется угасанием. Следовательно, выработанные условные рефлексы могут исчезнуть в отличие от безусловных, которые не угасают, а лишь временно тормозятся под влиянием других более сильных раздражителей.

Жест. Это такой же условный раздражитель, как и словесная команда. Жест — зрительная команда, применяется она одновременно со звуковой. Дрессировку на жест можно производить и после привития собаке условного рефлекса на звуковую команду.

Возбуждение и торможение. Чтобы получить четкость восприятия требуемого внешнего раздражителя (команды), необходимо противопоставление — торможение, которое как бы отшлифовывает раздражитель. Таким торможением, как уже указывалось выше, является запрещающая команда «фу» и называется внешним торможением. Следовательно, внешнее торможение бывает не только отрицательного (шум и др.), но и положительного характера, как команда «фу». Внешнее торможение происходит от того, что нервные центры, расположенные в больших полушариях головного мозга, находятся между собой в определенном взаимодействии. Более сильное раздражение одного центра, например, зрительного, вызывает торможение работы какого-либо другого центра. Так, собака, увидев другую собаку, может погнаться за ней и при этом не выполнить команду дрессировщика. Это объясняется тем, что возбуждение, возникшее в слуховом центре под действием команды, подавляется возбуждением, возникшим в зрительном центре. Так как внешнее торможение сильнее действует на недавно образованные условные рефлексы, то занятия с собакой необходимо проводить в постепенно усложняющейся обстановке. На нервную систему собаки действуют разнообразные раздражители, которые вызывают то или иное действие собаки, либо задерживают его. Следовательно, вся работа нервной системы, особенно при дрессировке, строится на постоянной смене возбуждения. Возбуждение и торможение, как два основных процесса, лежащих в основе деятельности клеток коры головного мозга, находятся в постоянной связи и взаимодействии. Любое раздражение как внешнего, так и внутреннего порядка одновременно вызывает возбуждение и торможение в определенных центрах коры головного мозга. Эти два процесса (возбуждение и торможение) органически связаны между собой и представляют неизменное движение в нервной системе, составляя одну из основ деятельности мозга.

Процесс растекания возбуждения по мозгу называется иррадиацией, а скопления возбуждения и торможения в пунктах их возникновения — концентрацией (собирание возбуждения). Эти явления иррадиации и концентрации, происходящие в головном мозгу собаки, как и самое понятие условного рефлекса, доказаны опытами великого физиолога И. П. Павлова и имеют большое значение для понимания сущности условных рефлексов, лежащих в основе законов дрессировки. Вы дрессируете собаку вблизи аллеи, на которой дети играют в мяч. Собака отвлекается, появляется процесс торможения, и команда дрессировщика не выполняется. Занятие по дрессировке проходит в данной обстановке продолжительное время, и собака постепенно начинает не обращать внимания на то, что делается рядом (в аллее) и неплохо выполняет команды дрессировщика. Это — гаснущий тормоз. Собака больна и команды дрессировщика не выполняет. Торможение, вызванное болезнью, взяло верх над возбуждением — командой дрессировщика. Такой тормоз называется н е г а с н у-щ и м. Он сохраняется на весь период болезни собаки.

Не всякий раздражитель одинаково действует на собаку. Сильный окрик дрессировщика у одной собаки вызывает усиление возбуждения, и она активно начинает работать, а у другой собаки этот окрик вызывает усиление процесса торможения, и она отказывается выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что сильный раздражитель (окрик) вызвал у второй собаки сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя (окрика) в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). В начале дрессировки собака путает сходные между собой команды, подбегает к чужому вожатому при подзыве и т. п. Это объясняется повышенной возбудимостью ее мозга в данный период. Для того чтобы собака правильно выполняла различные команды, сходные между собой, нужно приучать ее различать раздражители и разграничивать их. Такое разграничение раздражителей называется дифференцировкой. Дифференцировка в мозгу собаки возникает на основе особого дифференцировочного (различительного) торможения. Для того чтобы добиться дифференцировочного торможения у собаки, дрессировщик должен произносить команду четко и ясно, подкрепляя поощрением правильное ее исполнение. При дальнейшей дрессировке возбуждения в больших полушариях головного мозга собаки начинают концентрироваться в тех центрах, на которые воздействует соответствующий условный раздражитель, и собака перестает совершать ошибочные действия.

Дифференцирование условного рефлекса имеет определенный предел, за которым наступает исчезновение не только тонких, но и самых грубых дифференцировок. Примером может служить опыт д-ра Н. Р. Шенгер-Крестовниковой, произведенный в лаборатории академика И. П. Павлова под непосредственным руководством и наблюдением последнего. У собаки был выработан условный пищевой рефлекс на световой круг, отбрасываемый на экран перед собакой. Затем была предпринята Дифференцировка круга от эллипсиса той же величины плоскости и того же освещения, т. е. появление круга сопровождалось едой, эллипсиса — нет. Дифференцировка образовалась. Круг вызывал пищевую реакцию, а эллипсис оставался без действия, что достигается развитием торможения в последнем случае. Первый примененный эллипсис был по форме очень удален от круга (отношение полуосей как 2:1). Затем, приближая эллипсис к кругу, т. е. все более и более уравнивая полуоси эллипсиса, получали все более и более тонкую дифференцировку. Но при применении эллипсиса с отношением полуосей как 9:8 — все изменилось. Полученная тонкая Дифференцировка, продержавшись две-три недели, не только исчезла сама, но повлекла за собой исчезновение и всех ранних, до самой грубой, дифференцировок. Пришлось все диф-ференцировки вырабатывать сначала. В данном случае борьба между двумя противоположными процессами — раздражением и торможением — окончилась победой раздражительного процесса над тормозным.

Не следует повторять много раз один и тот же прием, так как частое повторение действий одного и того же раздражителя на нервную систему собаки вызывает ослабление восприимчивости. Следовательно, в коре головного мозга, под воздействием раздражителей, происходят процессы жизнедеятельности и процессы, тормозящие эту жизнедеятельность, как бы подавляя ее. Собака охотно выполняет тот или иной прием, повторенный 2—3 раза. При многократном беспрерывном повторении одного и того же приема вместо возбуждения у нее появляется вялость и собака отказывается от дальнейшего выполнения приема. Произошло перенапряжение клеток, воспринимающих раздражитель (одну и ту же команду, повторенную неоднократно подряд), которые, для сохранения своей жизнеспособности, проявили покой — торможение. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собою основной задачи. Все вышеуказанные формы торможения и другие наблюдаются в процессе дрессировки.

Как уже указывалось выше, при частом повторении тормозных раздражителей восприимчивость собаки ослабевает и она становится сонной, даже впадает в глубокий со«. И. П. Павлов считает, что сон есть разлитое по всей «утомленной» коре больших полушарий головного мозга сплошное охранительное торможение. В своей работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» он писал: «Внутреннее торможение и сон одно и то же, один и тот же процесс...», «...СО'Н есть торможение, распространившееся на большие районы полушарий, на все полушария и даже ниже, на средний мозг». Следовательно, сон и торможение — один и тот же процесс физиологического явления. В момент сна в коре больших полушарий головного мозга остаются бодрствующие сторожевые участки. Достаточно воздействия даже слабого раздражителя на такой участок, как собака моментально пробуждается. В лаборатории И. П. Павлова был проведен следующий опыт. У собаки образовали пищевую связь на тон «до», а тормозную реакцию на 20 тонов физгармонии, т. е. создали 20 очагов торможения и один очаг возбуждения. При звуках физгармонии соб-ака засыпала, но стоило только издать звук «до», как собака немедленно просыпалась, выделяя в обильном количестве слюну, ожидая дачи пищи. Знание этого может быть весьма полезным при дрессировке собак.

Зависимость дрессировки собак от типа высшей нервной деятельности

По своим индивидуальным особенностям, поведению и типу высшей нервной деятельности собаки весьма разнообразны. У одних условные рефлексы вырабатываются быстро, у других с большим трудом. Это зависит от степени проявления процессов возбуждения и торможения. Дрессировка собак без учета типовых особенностей высшей нервной деятельности может повести к серьезным затруднениям, а иногда к полному срыву в подготовке к работе. В основу разделения собак по типам высшей нервной деятельности И. П. Павлов положил следующие три главных свойства нервной системы. 1. Силу нервных процессов — возбуждения и торможения, в частности скорость образования дифференцировки и ее постоянство. 2. Степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения между собой. 3. Подвижность нервных процессов, т. е. легкость, с какой один нервный процесс сменяется другим

Различают четыре основных типа высшей нервной деятельности: а) сильный, возбудимый, неуравновешенный — холерический; б) сильный, уравновешенный, подвижный — сангвинический; в) сильный, уравновешенный, спокойный — флегматический и г) слабой нервной системы — меланхолический. Холерического типа собаки весьма энергичны и подвижны, легко поддаются дрессировке, отличаются быстрой выработкой условных рефлексов, которые удерживаются весьма прочно, утомление наступает медленно. Процесс торможения в мозгу возникает с трудом и не отличается стойкостью, что отрицательно отражается на выполнении запрещающей команды «фу» и выдержке, например, по команде «лежать», «сидеть» и др. они срываются с места. Дифференцировка раздражителей у сильно возбудимых собак слабая, неточная и неустойчивая, что особенно отрицательно сказывается при подготовке собаки к ближнему розыску и вообще к розыскной службе. Причина — сильная возбудимость и слабость тормозного процесса и непостоянство тормозных навыков. Весьма ценным качеством собак холерического типа является их неутомимость и активность в работе. Сангвинического типа собаки имеют много общего с собаками холерического типа — они подвижны и энергичны, отличаются четкостью и прочностью дифференцировки, быстротой образования положительных условных рефлексов, их стойкостью и постоянством. Утомляются эти собаки медленно. В работе они безотказны. Все это результат относительного равновесия процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга собаки. Флегматического типа собаки отличаются спокойствием, медлительностью, даже вялостью движений. Процесс возбуждения и торможения в мозгу находится в относительном равновесии, что позволяет выработать условные рефлексы и тормозные навыки, которые удерживаются прочно и отличаются постоянством. Привитые дифференцировки, как и выработка условных рефлексов, происходит несколько замедленно, но без ошибок. Собаки уравновешенного, спокойного типа требуют от дрессировщика более настойчивого, упорного труда и отличаются безотказностью и выносливостью в работе. Меланхолическоготипа собаки часто совершенно не поддаются выработке условных рефлексов как положительных, так и тормозных. Но если и вырабатываются они, то очень медленно и не отличаются устойчивостью — легко тормозятся внешними раздражителями. Собаки этого типа отличаются трусостью и быстрой утомляемостью, слабостью высшей нервной деятельности. Они не всегда пригодны к дрессировке и несению службы.

Эти типовые особенности дрессировщик должен учитывать, что облегчит выработку у собаки условных рефлексов. Особенно осторожно надо подходить к дрессировке собак возбудимого, холерического типа, у которых процесс возбуждения преобладает над тормозным. При решении трудных задач, например, обучении ближнему розыску, не надо допускать сильного нервного возбуждения, т. е. заставлять собаку выполнять подряд 3—5 и более раз один и тот же прием. Перенапрягая тормозный процесс, собака возбудимого типа теряет способность дифференцировать — различать запах следа, вещей и т. п., и выдержку. Только постепенная тренировка закаляет и воспитывает у нее выдержку и работоспособность, как бы уравновешивает преобладающий раздражительный процесс над тормозным. Собаки сангвинического типа не требуют при дрессировке особого подхода, необходимо лишь соблюдать постепенность перехода от простого к сложному, т. е. не перенапрягать их нервную систему и этим не допускать срыва в работе. Что касается дрессировки собак флегматического типа, то здесь дрессировщик также должен учитывать индивидуальные особенности собак этого типа — инертность нервных процессов — и не допускать быстрой смены команд. Из всего сказанного следует, что дрессировщик должен хорошо знать методику дрессировки собак, их индивидуальные особенности, соблюдать при дрессировке спокойствие, выдержку, не допуская нервозности, окриков на собаку и вообще грубого обращения с ней. Дрессировщик во время дрессировки должен быть подвижным, энергичным и наблюдательным, строго следя за настроением дрессируемой собаки. Все это поможет дрессировщику быстро и качественно выполнить поставленные перед собой задачи.

Характер преобладающей реакции. Индивидуальные особенности собаки способствуют выработке у нее той или иной преобладающей реакции. Под характером преобладающей реакции понимаем наиболее выраженное и преобладающее ответное поведение собаки при воздействии на нее того или иного раздражителя. Принято считать у взрослой собаки 5 основных форм преобладающей реакции: 1) оборонительной в активной форме; 2) оборонительной в пассивной форме; 3) пищевой; 4) ориентировочной и 5) половой, преобладание которой происходит у сук в период пустовок, а у кобелей, когда вблизи находится пустующая сука. Кроме индивидуальных особенностей той или иной собаки, большое значение в выработке характера преобладающей реакции служат условия, в которых собака воспитывается. Например, уже при воспитании щенка при окриках на него, пинках у собаки вырабатывается оборонительная реакция в пассивной форме. Если же условия воспитания не изменяются, то привитая трусость сохранится у нее на всю жизнь. При изменении условий может измениться и характер преобладающей реакции. Зная характер преобладающей реакции у собаки, дрессировщику легче выработать у нее тот или иной условный рефлекс.

Существует много способов выявления у собак характера преобладающей реакции. Наиболее распространенный способ следующий. Дрессировщик вместе с начальником (инструктором) спецслужбы намечают время (лучше утром), место проведения испытания и назначают двух помощников. После инструктажа начальник (инструктор) спецслужбы с помощниками идут в назначенное для исследования место и прячутся за укрытие (стог сена, густые кусты, пригорок и др.). Минут через 10—15 приходит дрессировщик с собакой, привязывает ее к дереву или вкопанному в землю столбу и ставит перед ней бачок с пищей, а сам уходит за укрытие. Как только собака успокоится и приступит к еде, из-за укрытия выходит помощник, проходит в 4—6 шагах от собаки и скрывается за второе укрытие. Затем из-за укрытия выходит второй помощник с хлыстом в руке и направляется к собаке, активно нападая на нее, пытаясь взять бачок с пищей. Повторив эту попытку 2—3 раза, помощник скрывается за укрытие. В результате данного исследования могут быть выявлены такие основные признаки преобладающей реакции:

1. После ухода дрессировщика за укрытие собака быстро ориентируется в новой для нее обстановке и начинает поедать пищу. Прохождение первого помощника сопровождает активным лаем. При нападении второго помощника собака в ответ активно нападает на него и злобно лает. Это —оборонительная реакция в активной форме. Но может случиться, что собака при нападении на нее второго помощника будет, злобно лая, бросаться на него, одновременно, урывками, хватая и поедая пищу. Это — активно-оборонительная реакция, смешанная с пищевой.

2. После ухода дрессировщика за укрытие собака пугливо смотрит по сторонам, скулит, урывками поедая пищу. При прохождении первого помощника перестает есть и пугливо озирается. При подходе второго помощника бросается в сторону, намереваясь убежать, поджав под себя хвост. После ухода второго помощника продолжает трусливо оглядываться по сторонам.. Это — оборонительная реакция в пассивной форме.

3. После ухода дрессировщика за укрытие собака быстро подхолит к пище и начинает жадно ее поедать. При прохожде нии первого помощника убыстряет темп поедания пищи, следя глазами за проходящими. В ответ на нападение второго помощника рычит и, не отрываясь от бачка, продолжает поедать пищу. Помощник пытается отнять бачок, собака злобно рычит, стремясь лапами оттащить бачок от нападающего. После ухода второго помощника собака продолжает поддать пищу. Это — признак преобладания пищевой реакции. Для дрессировки и несения караульной, сторожевой, пастушьей и розыскной службы лучшей собакой считается с признаком оборонительной реакции в активной форме, т. е. злобная, смелая. У собак с признаком пищевой реакции при дрессировке легко воспитать условные рефлексы на пищевые раздражители, но очень трудно отработать прием отказа взятия пищи с земли или из рук постороннего человека. Собака с пассивно-оборонительной реакцией требует к себе юсобо индивидуального подхода.

Принято считать, что собака с выраженной пассивно-оборонительной реакцией относится к слабому типу нервной деятельности. Она не поддается дрессировке и является непригодной к несению той или иной службы. Но академик Павлов лабораторным путем доказал неправильность этого взгляда. Проведенные Институтом эволюционной физиологии и патологии им. академика И. П. Павлова исследования дали такие результаты: из 35 исследованных собак с пассивно-оборонительной реакцией 16 оказались слабого типа и 19 сильного. Следовательно, при правильном подходе к собаке с пассивно-оборонительной реакцией, но с сильным типом нервной системы, можно получить неплохую служебную собаку. Отсюда вытекает огромное значение общей дрессировки, которая должна преследовать цель не только выработать у собаки условные рефлексы на команды общедисциплинарного цикла, но и улучшить типологические ее свойства путем тренировки основных процессов нервной системы, лежащих в%основе высшей нервной деятельности.

Роль дрессировщика и его ошибки

Многообразие видов службы (караульной, сторожевой, розыскной, санитарной и т. д.) требует от собаки здоровья и соответствующей подготовки. Кроме этого, необходимы соблюдение вожатым (дрессировщиком) установленных команд, знание типовых особенностей, правильного построения приемов и т. д. Допущение вожатым (дрессировщиком) ошибок не только снижает качество несения службы собакой, но может повести к полному выводу последней из строя. Наиболее часто встречающиеся в практике вожатого (дрессировщика) ошибки:

1. Команду дрессировщика собака не будет выполнять тогда, когда условному раздражителю (звуковой команде, жесту), предшествует безусловный — нажатие на крестец при посадке и т. п.

2. У собаки проявляется безразличное отношение и отказ от выполнения команды при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема.

3. Совершенно отказывается собака от работы при предъявлении ей невыполнимых требований.

4. Становится она вялой и мало активной при неправильном применении принуждения и запрещения.

5. Проявляет трусость или совсем отказывается от работы, когда вожатый, недооценив типовых особенностей собаки, применял при запрещении или принуждении сильный рывок поводком или другой раздражитель.

6. Нарушение однообразия в звуковых и зрительных раздражителях (звуковая команда, жест), нечеткое произношение ведет к невыполнению собакой команды.

7. Собака отказывается от выполнения команды при принуждении и грубом обращении с ней без учета ее физических возможностей и состояния здоровья.

8. Нечеткая подача команд или замена их словами, близкими по значению либо созвучию.

9. Небрежное обращение с собакой, в результате чего дрессировщик (вожатый) причиняет ей боль, наступая по неосторожности на лапы, ударяет ее поводком по голове при исполнении приемов. Это развивает у собаки пугливость и недоверие к дрессировщику (вожатому), т. е. ведет к возникновению нежелательных действий, отрицательно влияющих на правильную дрессировку собаки.

10. Поощрение собаки в то время, когда она не выполнила команду. Например, подана команда «лежать», а собака села; дрессировщик при этом не должен давать ей лакомство. Если же собаке дать лакомство, то такой поступок ведет к неправильному образованию у собаки условного рефлекса на команду «лежать». Следует добиться от собаки выполнения приема на поданную команду, применив повторную команду в угрожающем тоне. Если собака ее не выполняет, необходимо применить непосредственный раздражитель, т. е. нажать на холку собаки и тем заставить ее принять требуемое положение.

11. Не следует заменять установленную команду выдуманной. Например, вместо команды «лежать» командой «ложись», вместо команды «ко мне» командой «иди сюда» и т. п.

Ошибки, допускаемые при дрессировке неопытными дрессировщиками, могут быть методические и технические. Методические ошибки: а) неправильное построение системы обучения собаки и отдельных приемов; б) отсутствие должного анализа причин отказа собаки от выполнения тех или иных приемов или слабого выполнения таковых и неумение принять правильное решение для устранения этих причин; в) незнание типовых особенностей высшей нервной деятельности собаки, а следовательно, неумение своевременно предупредить нежелательные ее действия. Ошибочные действия дрессировщика (вожатого) могут повести к выработке у собаки нежелательной связи. Например, собака, подгоняя животное к стаду, отвлеклась на более сильный раздражитель — выскочившего из-за кустов зайца, за которым и погналась. Дрессировщик, подавши команду «фу», тут же произносит команду «ко мне». Собака подбегает к дрессировщику, и он поощряет ее лаской. В данном случае запрещающая команда «фу» как бы слилась с командой «ко мне» и, при повторении несколько раз этих двух команд в таком же сочетании, команда «фу» примет для собаки значение команды «ко мне» и, после запрещающей команды «фу», собака будет подбегать к хозяину. Может случиться, что собака после исполнения двух раз подряд одной и той же команды на третий раз откажется ее выполнить. Бывает же, что собака отказывается вообще выполнять команду. Задача дрессировщика заключается в том, чтобы проанализировать как свои действия, так и действия собаки и выяснить причины отказа. Может оказаться, что собака заболела и, естественно, отказ от выполнения команды дрессировщика вполне нормальное явление. Правильный анализ причин отказа собаки, вскрытие ошибок самого дрессировщика помогут не допустить их в будущем. К техническим ошибкам относятся: а) искажение клички, например, Аза — Азюня, Ральф — Ральфуша и т. п., ведет к срыву выработки четкой реакции у собаки на кличку; б) многократный подзыв собаки (4—6 раз подряд) по команде «ко мне» вызывает у последней нервозность и отказ от выполнения команды. Подзыв собаки по команде «ко мне», при обучении данному приему, без закрепления дачей лакомства, ведет к ослаблению условных связей, к нечеткости выполнения команды и даже к отказу от ее выполнения. Принуждение при подходе вызывает у собаки отрицательную реакцию — боязнь дрессировщика. Своевременное вскрытие всех этих и других ошибок помогает дрессировщику быстро выполнять поставленные перед ним задачи; в) резкие движения дрессировщика, грубое обращение с собакой вызывает у нее пугливость, а отсюда и срыв выполнения команд; г) когда, не отшлифовав четкого и безотказного выполнения того или иного приема с поводком, переходить к дрессировке собаки без него, что ведет к срыву приема и затормаживанию выработки у собаки условного рефлекса; д) при воспитании у собаки условных связей на прекращение нежелательных действий излишне частая подача команды «фу», с применением чрезмерно сильных рывков, ведет к запугиванию собаки. Команда «фу», не подкрепленная болевым ощущением, вызывает угасание условного тормоза. Злоупотребление запрещающей командой «фу» ведет к ослаблению реакции у собаки. Эта команда должна применяться исключительно по мере надобности и с применением болевого раздражителя; е) вырабатывая у собаки условную связь на команду «рядом», необходимо избегать вождения ее на натянутом поводке, ибо последнее ведет к выработке условной связи лишь на натянутом поводке, что нежелательно. Наступление на лапы собаки при хождении рядом мешает образованию условной связи на команду «рядом», вызывая у нее боль и боязнь своего места; ж) при отработке приема на команду «гуляй» вялое, инертное поведение дрессировщика отрицательно сказывается на поведении и выполнении собакой команды, вызывая у нее пассивность.

И.Н.Ковриженко Н.И. Козлов

0

2

Посоветуйте, что делать, когода щенок лает на всех приходящих в дом и прохожих на улице.

0

3

Елена написал(а):

Посоветуйте, что делать, когода щенок лает на всех приходящих в дом и прохожих на улице.

Елена если можно дайте немного больше информации о Вашей собаке, порода, возраст, как давно живет у Вас в доме? :question:

0

4

Елена написал(а):

Посоветуйте, что делать, когода щенок лает на всех приходящих в дом и прохожих на улице.

1. Конечно дополнительная инфа о собе не помешает, но прежде чем Вы начнете побеждать этот лай задумайтесь! не придете ли Вы через год с вопросом "Почему он не охраняет дом и радуется прохожим?"
2. А на площадку ходить не пробовали?

0

5

Если щенок лает на тех кто пришел домой, это нормально, дом, квартира, участок - это его территория(территория его стаи - семьи), за которую он начинает вести борьбу. А что каксается лая на улице, то, скорее всего, это недостаток социализации, а именно:
1. собака невоспринимает улицу как нейтральную территорию(обычно считает её враждебной, в крайних случаях своей).
2. собака не опредилила личное пространство на улице(линию при пересечении которой чужим человеком стоит насторожится).
3. собака не приучена к тому, что чужие могут быть безобидны в принципе.
4. ну еще много всего.....
Все это заставляет щенка боятся незнакомых людей..., как следствие агрессия и лай.
Возможны и другие варианты: может быть щенок пугался чужих людей или слабая нервная система, но последнее, это уже критический случай, будем надеятся, что не ваш вариант.
Что делать?, если собака служебной породы, то ОДНОЗНАЧНО на дрессплощадку!

0

6

Александр Гусаков написал(а):

Что делать?, если собака служебной породы, то ОДНОЗНАЧНО на дрессплощадку!

Даже если не служебной породы, даже если породы нет вааще - все равно на дрессплощадку 8-)  Почитайте тему "ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОДЕРЖАНИИ СОБАК" Вот цитата оттуда: Частые ошибки владельцев собак:

Ошибка: не заниматься дрессировкой собаки.

Собаки, от маленького йорка до волкодава, нуждаются в дрессировке на послушание.

0

7

Едва ли йорк(да любая декоративная собака) облаивающий представляет проблему, да и редкость это. А, вообще, я поддерживаю дрессировку декорашек, даже маленьких, только вот на "зоопарке" при этом мнении я остался в одиночестве...(((((((

0

8

Александр Гусаков написал(а):

Едва ли йорк(да любая декоративная собака) облаивающий представляет проблему

Саша позволь не согласиться, нет ничего хуже когда за ногами несется нечто маленькое и тявкает и что в ее голове незнает ни кто, кстати у нее тоже есть зубки.

0

9

Помоему, если сзади НЕСЁТСЯ здоровенный немец или алабай, то похуже будет, мелочь, лично меня, нисколько не пугает, а вот от такого и я запросто побелеть могу, возможные последствия-то мне известны. Меня как-то хватила с захватом такса, а это из мелких собак, пожалуй, хуже всего, больно конечно, и шрам остался, но с укусом крупной собаки не сравнить, даже если сравнивать с защипом или ударом зубами(от захвата крупной собаки пока бог миловал). К тому же, повторюсь, декорашки отсутствием агресии и отличаются(ну, во всяком случае, должны), да и йорка-то удержать не проблема.

0

10

Ну мы я так понимаю не о величине травмы причиненной собакой говорим, а о необходимости дрессировки.

0


Вы здесь » ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА » Дрессировка » ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ.