ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА » Дрессировка » Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВЫ ЭТО ПОНИМАЛИ. С.Павлюк.


Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВЫ ЭТО ПОНИМАЛИ. С.Павлюк.

Сообщений 51 страница 60 из 101

51

Кликер метод основан на том, что собака сама(ну как ей кажется) находит правильное разрешение ситуации, и потому обучение при грамотном подходе проходит очень быстро. Всем на прерасно известно, как долго порой собак приходится обучать некоторым командам, и как быстро они приучаются клянчить или рыться в мусорном ведре, никогда не слышала о дальнем пуске на первом или втором занятии по защите? именно поэтому многие считают кликер волшебным...
А если просто щелкать вместо подачи лакомства,  давать лакомство, особенно показав его до щелчка, сразу после этого самого щелчка, то щелчок(тавтология, млин) - это только дополнительный сигнал, ну вроде как голосовое поощрение, думаю, все согласяться, что в отдельный метод это выдялять бессмысленно.

P.S. написал(а):

Смотри.

Неужели ты думаешь, что ролик под название "кликер дрессировка" на яндексе(который встроен на экспрес панель "оперы") я еще не видел? Вот если бы была возможность позаниматься, спросить или просто долго понаблюдать, потому и спрашивал про наш город.
По поводу первого высказывания - промолчу.

0

52

Кликер-дрессировка Вашей собаки
Элисон Андерхилл, при содействии Робин Николс

Кликер-дрессировка разработана известным биологом Карен Прайор. Вашему вниманию предлагается перевод трех начальных уроков, написанных американскими дрессировщиками о том, как использовать кликера для обучения бедлингтонов.
Предварительный урок: до того, как начать

Привет, бедлингтоно- и просто собаковладельцы!
Добро пожаловать в Уголок кликер-дрессировки (КД) бедлингтонов! Уголок КД – самое простое базовое введение в кликер-дрессировку и во все, что с ней связано. Мы хотим, чтобы этот процесс был по возможности максимально простым и приятным!

Необходимое оборудование для КД
Потребуется только кликер. Он удобно крепится на Вашем запястье – всегда под рукой, когда надо. К тому же, его не так легко потерять.

Вы можете прочитать более сложные введения в кликер-дрессировку, чем я излагаю здесь. Я оставлю запутанные объяснения экспертам.
Есть три вещи:
1. Cобака
2. То, ради чего собака будет работать
3. Кликер
Кликер-дрессировка основана только на положительных аспектах научного метода дрессировки, называющемся оперантное научение. Оперантное научение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Кликер-дрессировка фокусируется на аспекте положительного подкрепления в разрезе оперантного научения. Иначе говоря, мы закрепляем поведение, которое уже демонстрировалось, с тем, чтобы оно было повторено собакой.

Теперь давайте сведем три вышеупомянутых элемента в единое целое. У Вас есть собака и то, ради чего она будет работать – еда, игрушки, игры, поглаживание/забота. Нам нужно нечто, что объединит это в поведении – это кликер. Чтобы кликер работал, собака должна ассоциировать его с вещами, за которые она готова работать. Для простоты, начнем с еды. Большая часть бедлингтонов любят еду. Большая часть бедлингтонов заинтересована в еде, и именно этот интерес должен привести к успеху.

Как дать понять собаке, что еда связана с кликером? Элементарно! Вы делаете то, что называется «загрузкой кликера». Полностью это описано в следующем уроке. Вы кликаете – даете еду, кликаете – даете еду, кликаете – даете еду… до тех пор, пока собака не начнет оглядываться в поисках еды еще до клика. Теперь, как говорится, Вы в деле!

В оперантном научении/кликер-дрессировке Вы поощряете только хорошее поведение, желательное поведение и игнорируете плохое или неправильное поведение. Ваш бедлингтон поймет это лучше Вас, Вы это заметите!

Самое важное для Вашей собаки – быть счастливой и довольной. Еда, игрушки и игры доставляют ей радость. Кликер-дрессировка – это игра для Вашей собаки! Есть кое-что еще. Это прекрасное занятие, которым Вы увлечены вместе с Вашим бедлингтоном, и происходит при этом только хорошее. Ничего неприятного!

Неприятное = наказание, которое вызывает страх/дискомфорт от неправильного поведения. Выбросите эти ошейники-удавки (только вдумайтесь в название!). Примерьте на собаку легко снимаемый ошейник, красивый 6-футовый поводок (тонкая четвертьдюймовая кожа – самое лучшее, но для начала сойдет и плетеный нейлон) и улыбку - на себя, наполните карманы вкусностями и игрушками и отправляйтесь развлекаться в наш уголок КД!

Классические методики работают с собаками на основе их ошибок; таким образом, Вы можете корректировать поведение собаки, если она ошибается; в результате собака будет избегать неправильного поведения. Кликер-дрессировка работает на уровне возможностей собаки и поощряет их, когда пес действует правильно.

Зарубите себе это на носу! А теперь дайте себе печенье!
Очень просто, не правда ли?

Урок второй: Внимание (без кликера) и «загрузка кликера»

Самая ВАЖНАЯ вещь, которой Вы можете научить собаку, это внимание.
Нет внимания – нет собаки. Затем вторая важная вещь – подзыв – это может спасти жизнь Вашей собаке. Но помните: нет внимания – нет собаки. Еще один момент… Причина, по которой кликер не используется для привлечения внимания, - образ действия (modus operandi), основа всего, что должен будет выучить Ваш бедлингтон. Это данность. Это должно быть понято. В момент, когда Вы произносите имя Вашего бедлингтона, он оглядывается на Вас, и с этого все начинается.

Нет внимания – нет собаки.

Внимание
Щенок/собака сидит в положении «рядом» (последняя вещь, которую некоторые дрессировщики ставят - посадка). («Рядом» - область от головы до плеча собаки должна быть на линии Вашего левого бедра). Зажмите четыре длинных кусочка сыра или любимого лакомства между пальцами, держите руку напротив пояса ладонью вниз, чтобы щенок видел подкормку.
Возьмите пятый кусочек в правую руку и покажите на глаз. Скажите «Смори-и-и», когда щенок заглянет Вам в глаза на 3 секунды (пока звучит и-и-и), скажите «хорошо, молодец!» и дайте щенку кусочек из левой руки. Не забывайте улыбаться.
Повторите еще три раза. Это один подход. Пройдите несколько шагов вперед и повторите следующий подход. Не забывайте тянуть «и-и-и». Позже Вы можете уменьшить звук до обычного «и», а затем, еще позже, заменить его улыбкой. Делайте четыре повтора этого упражнения от трех до пяти раз в день. Начинайте с трехсекундного взгляда и постепенно увеличивайте время. Когда достигнете 30 секунд – начинайте добавлять отвлекающие факторы. Бросайте игрушки. Если собака отвернулась, скажите: «Эх, что это было такое!» и начните игру заново. Продолжайте играть. Пусть к Вам подходят люди и разговаривают со щенком, щенок не должен отворачиваться от Вас. Пусть подбегают другие собаки. Теперь, когда поведение усвоено, нет ошибок… тогда и только тогда Вы можете двигаться дальше – в другие комнаты, потом в другие здания, в гости к друзьям и на улицу. Вы должны выполнять упражнение на внимание (независимо от уровня дрессировки, на котором сейчас находитесь) на протяжении всей жизни Вашей собаки.

Почему именно кликер?
До того, как начать, давайте разберемся, почему кликер, а не Ваш голос или что-то еще? Почему именно кликер?
1. непротиворечивый
2. безличный
3. точный/быстрый

В дрессировке животного, причем любого, непротиворечивость – это ключ. Животное привыкло доверять звуку в подтверждение своей правоты. Оно будет работать за этот звук. Обезличенно. Конечно, у всех нас были дни, когда дрессировка собаки вызывала желание заорать: «Тупая скотина… это делается вот так!» Даже если Вы постараетесь скрыть такое отношение, собака может почуять малейшие нюансы и интонации Вашего голоса и отреагировать на них. Этого не произойдет при использовании кликера. Вы можете в душе желать отвесить пинка, но улыбайтесь и продолжайте кликать. Вскоре Вы удивитесь, за что же, собственно, Вы хотели стукнуть собаку. Скоро. Скорее не бывает. Требуется слишком много времени между правильно выполненным действием и тем, как Ваши губы произнесут поощрительное слово, «да» в частности. Для выдрессированной собаки, когда кликер и еда не столь важны, или для прогулок около дома - «да» - хорошая вещь и заменяет кликер. Но для щенков, необученных собак ускользнет, что это поощрение правильного поведения. Кликер фиксирует ТОЧНОЕ МЕСТО И ВРЕМЯ, когда собака действовала правильно. Поверьте мне в этом!

«Загрузка кликера»
Встаньте перед щенком, кликните – и дайте еду. После 5 раз начните делать трехсекундную паузу между кликом и едой. Примерно к десятому разу или сразу после Вы увидите, что Ваш бедлингтон оглядывается вокруг в поисках еды. Когда это произойдет, увеличьте паузу до 5 секунд, улыбка – подкормка. Если Ваш бедлингтон явно ищет еду – кликер «загружен»! Это здорово и так весело, поглядите, как это нравится Вашему бедлингтону! В случае если бедлингтон не ищет подкормку, Ваша еда недостаточно хороша, а собака Вам об этом говорит. Я Вас не разыгрываю! Подкормка:
1) отварной цыпленок с чесноком*;
2) вяленое мясо без глутамата натрия*;
3) вареное мясо с чесноком*;
4) любой сыр;
5) обезжиренный сыр моцарелла ниточками*;
6) нарезанные сосиски (вареные);
7) обрезки мяса;
8) вареные венские сосиски* - разрежьте их пополам вдоль, а потом на кусочки поперек.
*Низкое содержание жиров.
Когда пробуете что-то новое, всегда держите под рукой старую подкормку, на случай если собаке новая не понравится. Совет: не меняйте слишком часто подкормку, если не хотите ночью вставать и выводить собаку на улицу.

Всегда улыбайтесь и смейтесь вместе с Вашим бедлингтоном. Улыбка и подкормка вместе образуют сигнал для собаки, что она действует правильно! Эта улыбка – первый и подходящий на будущее сигнал «Продолжай!». Я буду называть его К/Н – клик и награда, потому что у некоторых из Вас могут быть бедлингтоны, которых еда интересует меньше, чем игрушки или игра в перетягивание. Или Вашей собаке может нездоровиться, из-за чего ей нельзя будет дать вкусного немедленно.

Есть игры, в которые можно играть, чтобы заинтересовать Вашего бедлингтона едой и игрушками (если он настолько странный, что не обожает подобные вещи – смотрите следующий урок). Так Вы сможете наблюдать поведение, которое Вам нравится (поворот головы, например), поощряйте К/Н. Хвалите собаку каждый раз, когда она правильно себя вела. К/Н, после чего скажите бедлингтону: «Молодец!». Вот и весь второй урок!

Урок третий: ТОР-10 советов по дрессировке от Кэролин Столценбург

1. Собаки – другие существа
Они общаются на языке тела. У них очень тонкий нюх, обоняние – основное их чувство. Они видят иные образы, чем мы. Их эмоции плоские и единичные, и находятся в точном соответствии к происходящему вокруг. Например: радость в предвкушении прогулки, боязнь грома, вялость от отсутствия движения. Они живут только настоящим. Они не задумываются о прошлом и будущем, в отличие от нас.

2. Собаки делают то, что «работает»
Поведение, которое подкрепляется (поощряется) будет повторяться. Собака не повторит поведение, которое не было поощрено. Если Вы просто поощряете желательное поведение, то будете хорошим дрессировщиком.

3.Игнорируйте плохое поведение и поощряйте хорошее
Начните определять для себя, что Вы хотите, чтобы сделала собака. Рассматривайте все возникающие проблемы с той точки зрения, как Вы хотите, чтобы собака вела себя, а затем работайте над подкреплением (поощрением) хорошего поведения. Если Вы видите нежелательное поведение, то игнорируйте его и старайтесь выработать желательное.

4. Собаки учатся по ассоциации
Ваша собака подбегает к Вам, когда Вы берете поводок, потому что она выучила, что это сигнал к прогулке. Ваша собака подбегает, когда Вы берете миску, а значит, будет еда. В процессе дрессировки мы связываем поведение с поощрением для его усиления. Избегайте наказаний, потому что Ваша собака будет связывать наказание с Вами.

5. Собаки учатся повторением
Собака «не знает», что «сидеть» значит именно то, что мы от нее хотим. Однако у собаки бывает крепкая посадка или слабая посадка, или что-то промежуточное в зависимости от качества дрессировки. Собака, которая не слушается, - не зловредная. Если собака Вас не слушается, скорее всего - это ошибка методики дрессировки. Основные ошибки следующие: слишком быстрый переход от отработки одного навыка к другому, слабое поощрение и запугивающие вербальные (словесные) или физические сигналы.

6. Добивайтесь понимания собакой ваших требований
Эта часть означает предотвращение нежелательного поведения (например, мусорное ведро в туалете или в кабинете). Когда приходят гости, возьмите собаку на поводок и посадите ее. Поощряйте за послушание. Более того, потренируйтесь до прихода гостей.

7. Ваша собака нуждается в ежедневных физических и психических тренировках
Собаки нуждаются в ежедневных упражнениях, иначе возможны проблемы с поведением. Кроме этого, они нуждаются в использовании своих инстинктов – вынюхивание, хождение по следу, рытье, пастушество, охрана и т.д. Недостаточное психическое стимулирование (отсутствие новых мест и впечатлений) приводит к скуке, что влечет проблемы с поведением.

8. Собаки не умеют обобщать
Поэтому так важно дрессировать собаку в разных местах и начинать в каждом новом месте с простого.

9. Используйте минимально необходимое поощрение
Оставьте «тяжелую артиллерию» для начального уровня дрессировки и для обучению сложному, вроде подхода по зову. Обычно в «классе» требуется более сильное поощрение, чем дома.

10. Обучение должно быть приятным, честным и без стресса
Если Ваша собака не слушается, то имеет смысл задуматься над Вашими методами дрессировки, чтоб у собаки все получалось. Дрессировка может в этом помочь.

Кэролин Столценбург
Canine Behavior Services, LLC
Баррингтон, Нью-Хемпшир

Спасибо Вам, Кэролин! Вот Вам много печенья!
Примечание: Мы с Кэролин познакомились в сети, и она выслала мне эти уроки, которыми пользовались ее студенты, чтобы я поделилась с Вами.

Бедлингтоны всех любят и ко всем подлизываются,
Элисон Андерхилл.

Полезные ссылки:
Сайт Карен Прайор, посвященный кликер-дрессуре
http://www.clickertraining.com

Рекомендуемая литература:
Карен Прайор «Не рычите на собаку»

© Перевод с английского Наталья Орлова, 2006

0

53

На этом, пожалуй, я оставляю кликер-дрессировку в покое. Что, Саша, и тебе советую. (не в жизни, в рамках этой темы)

Отредактировано P.S. (2010-07-25 22:52:30)

+1

54

Ну а теперь, пожалуй, расскажу о классических советских основах, на которых в целом строится дрессировка.

Раздражители

Дрессируя собаку, мы тем или иным образом воздействуем на нее: подаем команды голосом и жестами, работаем поводком, применяем лакомство и апортировочный предмет. Кроме того, для выработки тех или иных реакций мы создаем определенные условия: прокладываем запаховый след, работает помощник (защитная работа), применяем запаховые закладки (поиск взрывчатки, например). Но кроме всего перечисленного каждый более-менее опытный владелец собаки знает, что есть условия, в которых его питомец будет работать, а есть условия, в которых собака практически не реагирует на хозяина и на его команды. И зависит все в таких случаях от окружающей обстановки.

Учитывая все эти воздействия - естественные или создаваемые искусственно, мы говором о раздражителях. Что же такое раздражители? Раздражители - это все, что воздействует на собаку и вызывает ответную реакцию.

Все ли можно назвать раздражителем?

Представим себе ситуацию: вы вышли со своей собакой погулять в незнакомое для нее место. Рядом находится автостоянка, и периодически машины въезжают на территорию и выезжают с нее. Собака пытается исследовать площадку, во время движения машин останавливается и внимательно на них смотрит. Будут ли новые условия обстановки являться раздражителями для нее? Несомненно, ведь они воздействуют на собаку и вызывают ответную реакцию.

Теперь представьте себе, что вы в течение двух месяцев ежедневно гуляете со своим питомцем на этой площадке. И собака не только не реагирует на проезжающие автомобили, она не пытается исследовать площадку, и играет только с апортировочным предметом, который вы принесли специально. Будут ли условия являться раздражителями? Не торопитесь с ответом. Посмотрим еще раз на определение. Условия обстановки, несомненно, воздействуют на собаку, ведь она слышыт звук проезжающих машин, видит их, видит кусты и деревья, но… Собака ведь ни на что это не реагирует! Почему? Привыкла, скажете вы. И будете абсолютно правы. Теперь та же самая обстановка не является раздражителем для той же самой собаки.

Я видел, как служебная собака, кстати, не обладавшая очень уж сильной нервной системой, спокойно разгуливала на стоянке самолетов. При этом буквально в каких-то ста метрах от нас разворачивался пассажирский лайнер. От оглушительного грохота я не мог разговаривать со своими коллегами, двигатели подняли тучи пыли и с силой, сравнимой с хорошим ветром, швыряли все это в нас. До сих пор помню, что на меня этот момент произвел сильное впечатление. А собака (она работала на наркотики) никак не реагировала на эту обстановку и играла с апортировочным предметом.

Мы видим, что не все зависит от обстановки, да и собака физически не изменилась. Изменилась только ее реакция. И раздражители перестали для нее существовать.

Отсюда следует первый практический вывод: собака привыкает к часто применяемому раздражителю, и его сила для нее снижается.

Казалось бы, чего проще - сначала нужно приучить собаку к обстановке на площадке, затем приступать к дрессировке. Но все зависит от того, какие цели мы преследуем. На начальном этапе дрессировки собаки по курсу послушания сильные обстановочные раздражители действительно нужно свести к минимуму. Но когда основные навыки выработаны, нам нужно приучить собаку работать в любых условиях обстановки. Теперь важно увеличить силу воздействия обстановочных раздражителей, причем делать это нужно постепенно. Действительно, есть о чем задуматься при разработке программы дрессировки!

Но собака привыкает не только к обстановочным раздражителям. Часто приходится видеть, как не очень грамотный дрессировщик, вырабатывая навык движения рядом, постоянно натягивает поводок (или дает собаке его натягивать). Все знают, что это неправильно. Но почему? Да потому что собака и к постоянно натянутому поводку привыкает. И это натяжение перестает быть сколько-нибудь значимым для собаки, она на него просто не реагирует. А теперь представьте себе, что поводок все время расслаблен. При малейшем отклонении собаки в сторону дрессировщик не тянет, а дергает поводок (рывок поводком). В следующий раз рывок сильнее. В третий раз - очень сильно. Раздражители все время разные, причем зависят от степени отклонения собаки от требуемого положения. Привыкнет ли собака к таким раздражителям? Вряд ли.

Какие бывают раздражители?

Во-первых, их делят на внешние и внутренние. Внешние раздражители действуют извне, внутренние - внутри организма собаки. При дрессировке мы в основном применяем внешние раздражители, но должны учитывать и внутренние. Например, голодная собака, как правило, лучше работает. Особенно с пищевой мотивацией. Этим правилом следует пользоваться: для того, чтобы занятия были более эффективными, их никогда нельзя проводить сразу после кормления. Собака должна быть в полуголодном состоянии, после приема пищи должно пройти от 12 до 24 часов. Говоря о внутренних раздражителях, следует также помнить, что больная собака не будет работать эффективно, поэтому при снижении уровня работоспособности собаки без видимых причин всегда необходимо проверить, здоров ли ваш питомец.

Во-вторых, раздражители разделяют по органам чувств, на которые они воздействуют. Например, механические, вкусовые, слуховые, зрительные, запаховые и т.д. (насчитывается более десятка чувств, среди которых чувство равновесия, голода, и т.д.). Считают, что раздражители, действующие контактно, действуют более сильно, чем действующие дистанционно. Например, команда голосом или жестом по своей природе менее действенна, чем рывок поводком; пищевое подкрепление более эффективно, чем команда "Хорошо"; удар действует сильнее, чем окрик. Мы можем научить собаку безотказно работать по очень слабым раздражителям, но для этого нужно четко представлять себе, какие из них слабые, а какие - сильные.

И в-третьих, раздражители разделяют на условные и безусловные.
В чем разница?

Безусловные раздражители вызывают врожденную ответную реакцию.
Условные раздражители вызывают реакцию, выработанную в процессе жизни или дрессировки.
Например, команда "сидеть", поданная нами недрессированной собаке, заставит ее обернуться, прислушаться, и т.д., но никак не заставит собаку сесть. Эта команда вызовет врожденную ориентировочную реакцию, и будет безусловным. Но та же команда, поданная дрессированной собаке, заставит ее сесть. Проявляется выработанная реакция, и раздражитель будет условным.

Таким образом один и тот же раздражитель может быть условным и безусловным, в зависимости от того, какую реакцию он вызывает.


© на материалы принадлежит Сидельникову А.В.

0

55

P.S. написал(а):

Да потому что собака и к постоянно натянутому поводку привыкает.

Это конечно бесспорно, но

P.S. написал(а):

И это натяжение перестает быть сколько-нибудь значимым для собаки, она на него просто не реагирует.

А вот с этим соглашусь только в том, что у собаки нет отрицательной реакции на натянутый поводок(она не испытывает не испытывает неприятных ощущений), но с полным отсутствием какой-либо реакции я не согласен.

0

56

Извини, Саш, но ты опять написал - лишь бы написать.
Кстати, если тебе еще нужен мяч - готовь 300 рублей и приходи на Маяковку либо в воскресенье к 19.30, либо в понедельник к 19.00.

0

57

P.S. написал(а):

готовь 300 рублей и приходи на Маяковку либо в воскресенье к 19.30, либо в понедельник к 19.00.

приду

0

58

Рефлексы 
В специальной литературе, в разговорах специалистов - кинологов и любителей-дрессировщиков часто употребляется термин "рефлекс", но при этом единого понимания значения этого термина в среде кинологов нет. Сейчас многие увлекаются западными системами дрессировки, в употребление вводятся новые термины, но при этом мало кто до конца разбирается в старой терминологии. Мы постараемся помочь систематизировать представления о рефлексах тем, кто уже многое подзабыл, и получить эти представления тем, кто только начинает осваивать теорию и методику дрессировки.

В данной статье представлены классические понятия о рефлексах, принятые в отечественной кинологии. Большинство определений, используемых в статье (выделено курсивом), это - то, чему учила старая советская школа кинологии. Определения, выделенные курсивом и подчеркиванием, - разработаны автором статьи.

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражитель.

(Если вы не читали статью о раздражителях, то обязательно сначала прочтите ее, а затем переходите к данному материалу).

Безусловные рефлексы
Безусловный рефлекс - врожденная ответная реакция организма на раздражитель.

Каждый безусловный рефлекс проявляется в определенном возрасте и в ответ на определенные раздражители. Щенок в первые же часы после своего рождения способен находить соски матери и сосать молоко. Эти действия обеспечиваются врожденными безусловными рефлексами. Позже начинает проявляться реакция на свет и движущиеся объекты, способность жевать и глотать твердую пищу. В более позднем возрасте щенок начинает активно обследовать территорию, играть с однопометниками, проявлять ориентировочную реакцию, активно-оборонительную реакцию, реакцию преследования и добычи. Все эти действия основаны на врожденных рефлексах, различных по сложности и проявляемых в различных ситуациях.

По уровню сложности безусловные рефлексы подразделяются на:

- простые безусловные рефлексы
- рефлекторные акты
- реакции поведения
- инстинкты
Простые безусловные рефлексы - элементарные врожденные реакции на раздражители. Например, отдергивание конечности от горячего предмета, мигание века при попадании в глаз соринки и т.д. Простые безусловные рефлексы на соответствующий раздражитель проявляются всегда, изменению и исправлению не поддаются.

Рефлекторные акты - определяемые несколькими простыми безусловными рефлексами действия, выполняемые всегда одинаково и независимо от сознания собаки. В основном рефлекторные акты обеспечивают жизнедеятельность организма, поэтому всегда проявляются надежно и не поддаются коррекции.

Некоторые примеры рефлекторных актов:
- дыхание;
- глотание;
- отрыгивание

Мы не будем называть все рефлекторные акты, которые можно наблюдать у собаки ;-)

Дрессируя и воспитывая собаку, следует помнить, что единственный способ предотвратить проявление того или иного рефлекторного акта - изменить или убрать раздражитель, его вызывающий. Так, если вы хотите, чтобы во время отработки навыков послушания ваш питомец не отправлял естественные надобности (а он все равно это сделает, если есть необходимость, невзирая на ваш запрет, ведь это проявление рефлекторного акта), то выгуляйте собаку перед тренировкой. Тем самым вы устраните соответствующие раздражители, вызывающие рефлекторный акт, нежелательный для вас.

Реакции поведения - стремление собаки осуществить те или иные действия, основанное на комплексе рефлекторных актов и простых безусловных рефлексов.

Например, реакция апортировки (стремление подбирать и носить предметы, играть с ними); активно-оборонительная реакция (стремление проявлять агрессивную реакцию на человека); обонятельно-поисковая реакция (стремление разыскивать объекты по их запаху) и многие другие. Обратите внимание на то, что реакция поведения - это еще не само поведение. Например, собака обладает сильной врожденной активно-оборонительной реакцией поведения и при этом слаба физически, мала ростом, а также в процессе жизни постоянно получала негативный результат при попытках реализации агрессии на человека. Будет ли она вести себя агрессивно и будет ли она опасна в конкретной ситуации? Скорее всего, нет. Но врожденную агрессивную склонность животного нужно учитывать, и эта собака вполне сможет атаковать слабого противника, например, ребенка.

Таким образом, реакции поведения являются причиной многих действий собаки, но в реальной обстановке их проявление можно контролировать.

Мы привели негативный пример, показывающий нежелательное поведение собаки. Но попытки выработать нужное поведение при отсутствии необходимых реакций окончатся неудачей. Например, бесполезно готовить розыскную собаку из кандидата, у которого отсутствует обонятельно-поисковая реакция. Не получится охранника из собаки с пассивно-оборонительной реакцией (из трусливой собаки).

Инстинкты - врожденная мотивация, определяющая долгосрочное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей.

Примеры инстинктов: половой инстинкт; инстинкт самосохранения; охотничий инстинкт (часто трансформированный в инстинкт добычи) и др.

Животное не всегда совершает действия, продиктованные инстинктом. Собака может под влиянием тех или иных раздражителей проявлять поведение, никак не связанное с реализацией того или иного инстинкта, но в целом животное будет стремится его реализовать. Например, если возле дрессировочной площадки появится течкующая сука, поведение кобеля будет определяться половым инстинктом. Управляя кобелем, применяя определенные раздражители, вы сможете заставить кобеля работать, но если ваш контроль ослабнет, кобель вновь будет стремиться реализовать половую мотивацию. Таким образом, безусловные рефлексы являются основной мотивирующей силой, определяющей поведение животного. Чем ниже уровень организации безусловных рефлексов, тем меньше они управляемы.

Безусловные рефлексы являются базой поведения собаки, поэтому тщательный отбор животного в дрессировку, определение способностей к той или иной службе (работе) является крайне важным.

Считается, что успех эффективного использования собаки определяется тремя факторами:
- отбор собаки в дрессировку;
- дрессировка;
- грамотное применение собаки

Причем важность первого пункта оценивается в 40%, второго и третьего - по 30% каждый.

Условные рефлексы
Условный рефлекс - ответная реакция организма на раздражитель, выработанная в процессе жизни или дрессировки. Условные рефлексы по характеру их образования можно разделить на натуральные и искусственные.

Натуральные условные рефлексы - это те рефлексы, которые образовались естественным образом, без вмешательства человека.

Собака, зайдя на тонкий лед в начале зимы, чувствует, как он трещит и ломается под ногами. Бывает, что животное проваливается, мочит лапы. Одного такого случая достаточно, чтобы собака начала стороной обходить лужи и водоемы, покрытые льдом. Такое поведение определяется натуральным условным рефлексом.

Искусственные условные рефлексы - это рефлексы, выработанные человеком в результате создания определенных условий.

Например, создавая соответствующие условия и применяя определенные раздражители, дрессировщик вырабатывает условный рефлекс посадки собаки по команде "Сидеть". Условный рефлекс в таком случае будет искусственным.

В процессе воспитания и дрессировки собаки могут выработаться нежелательные для нас условные рефлексы. Например, при приучении собаки к преодолению препятствий часто бывает так, что собака с первых попыток неудачно прыгает через барьер, бьется лапами или другими частями тела. В таких случаях может образоваться условный рефлекс избегания барьера (условный рефлекс может и не образоваться, о механизме и условиях образования условного рефлекса мы поговорим на следующем занятии).

Условный рефлекс обязательно образуется на базе безусловного рефлекса, реакции поведения или рефлекторного акта. Такой условный рефлекс называется условным рефлексом I порядка. В приведенном примере условный рефлекс избегания барьера выработан на базе пассивно - оборонительной реакции (в ее роли выступает физическое избегание болевых раздражителей).

Но условный рефлекс может быть выработан и на базе ранее выработанного условного рефлекса. В таком случае он будет называться условный рефлекс II порядка. Выработав условный рефлекс посадки по команде, дрессировщик на его базе может выработать условный рефлекс посадки по жесту, давая после жеста рукой команду "Сидеть" и поощряя посадку собаки. Условный рефлекс посадки по жесту будет условным рефлексом II порядка.

Условный рефлекс II порядка может являться базой для выработки следующих условных рефлексов. В таком случае далее выработанный условный рефлекс будет называться условным рефлексом высшего порядка.

Условные рефлексы также разделяют по степени их выработки. Проведя 1-2 тренировки по выработке посадки по команде, мы вырабатываем первоначальный условный рефлекс. Он еще не устойчив, проявляется не на каждую команду и требует дальнейшего закрепления. В случае воздействия отвлекающих раздражителей первоначальный условный рефлекс не проявляется. Постоянно отрабатывая данный условный рефлекс, мы развиваем его до стойкого условного рефлекса, гарантированно проявляемого в стандартных условиях обстановки. Но надеяться на безотказность работы собаки в любых условиях мы не можем. Для этого условный рефлекс следует отработать до навыка. Навык проявляется в любых условиях, при наличии большого количества сильных отвлекающих раздражителей.

Поведение собаки определяется условными и безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы являются базой, той частью поведения, которая заложена в собаку природой. Условные рефлексы - выработанная часть поведения, формировать которую мы можем, создавая определенные условия и применяя необходимые раздражители.

© на материалы принадлежит Сидельникову А.В

Отредактировано P.S. (2010-07-31 18:39:09)

0

59

Условия образования условных рефлексов 
Основа любой дрессировки - выработка простых навыков, из комплекса которых и состоит поведение. Простой условный рефлекс, как мы уже знаем (статья "Рефлексы"), - первый этап в образовании навыка. И крайне важно, вырабатывая то или иное поведение, знать, при каких условиях образовываются условные рефлексы. Соблюдая эти условия, вы сможете легко и быстро вырабатывать нужное поведение у вашего питомца, сможете также поддерживать выработанные навыки после окончания курса дрессировки. Несоблюдение хотя бы одного из правил, о которых сегодня пойдет речь, не просто затрудняет выработку условного рефлекса, это нарушение делает его выработку невозможным.

С другой стороны, часто неосознанно мы создаем такие условия, при которых у собаки вырабатывается нежелательное для нас поведение. Для профилактики таких проявлений, а также для корректировки поведения необходимо четко представлять себе, какие условия послужили причиной образования нежелательных рефлексов, и какие условия необходимо создать для того, чтобы такое поведение угасло.

В классической советской теории дрессировки сложилось представление о семи условиях образования условных рефлексов. Сейчас можно критиковать эту теорию, можно полностью отвергать ее, но как начинающим собаководам, так и специалистам - кинологам со стажем полезно знать об этих семи условиях.

Итак, для образования условного рефлекса необходимо:

Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, который вызывает соответствующее действие собаки.

С безусловным раздражителем все более-менее ясно. Хотите, чтобы собака села - должен быть раздражитель, вызывающий эту реакцию. Например, нажатие на круп. Или лакомство, занесенное над головой собаки. Или рывок поводка. Главное, чтобы раздражитель вызвал нужную реакцию - посадку собаки. Причем эта реакция (рефлекс) должна быть врожденной (для простоты рассмотрения вопроса мы представим себе, что вырабатывается условный рефлекс первого порядка - см. статью "раздражители").

Индифферентный же раздражитель требует некоторого пояснения. Индифферентный - значит безразличный, то есть, не вызывающий реакции собаки. Но из определения раздражителя мы знаем, что любой раздражитель вызывает ответную реакцию организма - на то он и раздражитель. Какую реакцию будет вызывать команда "Сидеть", которую мы подадим недрессированной собаке? Такая собака, скорее всего, повернет к вам голову и прислушается. Собака, услышав команду, заинтересуется этим новым звуком, но сесть она и не подумает. Какую же реакцию вызовет раздражитель - команда "Сидеть" у собаки? Ориентировочную! Рефлекс, которым неподготовленная собака отвечает на команду "Сидеть", как, впрочем и на любую другую команду, называется рефлексом "Что такое?" и является врожденной реакцией поведения животного. Но почему мы называем этот раздражитель индифферентным? Да потому что он безразличен в плане проявления поведения посадки собаки по команде. То есть, изначально команда "Сидеть" не вызывает нужного нам поведения, и в принципе неважно, будет ли команда звучать "Сидеть", "Сядь" или как-то иначе. Неважно также, будет ли это звуковая команда, или жест. На любой раздражитель можно выработать любое поведение собаки. Поэтому мы и называем подобный раздражитель индифферентным - он абсолютно безразличен для собаки в плане проявления нужного нам поведения.

Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.

Часто случается такая ситуация - хозяин, ненадолго оставив собаку, приходит домой и удивляется - квартира выглядит так, как будто в ней побывало ФБР. Автор всей картины - четвероногий Пикассо - бурно радуется приходу любимого хозяина. И, естественно, сразу получает "гонорар". Через некоторое время владелец собаки начинает замечать, что эффект от подобного воспитания один - собака уже не радуется приходу хозяина, а прячется и скулит. Причем "ФБР" навещает квартиру также часто, невзирая на регулярно проводимую "профилактику".

Рассмотрим эту ситуацию, вооружившись теорией и методикой дрессировки: зададим себе вопрос, соблюдается ли вышеприведенное правило и какой именно условный рефлекс вырабатывает у собаки такими действиями хозяин?

Конечно, из лучших побуждений, он пытается выработать негативную связь между "разрушающим" поведением собаки и наказанием. Но сколько времени проходит между началом поедания любимых хозяйских туфлей и применением соответствующих раздражителей хозяином? Несколько часов. Условный рефлекс при этом не вырабатывается, особенно если принять во внимание, сколько положительных эмоций приносит ощущение такой приятной на вкус разгрызенной кожи! А какое событие предшествует наказанию (как раз в пределах 0,5 - 2 секунды)? Правильно! Приход любимого хозяина… Теперь становится ясным, почему нежелательное поведение собаки не угасает, а боязнь хозяина развивается. И не надо думать, что собака "чувствует себя виноватой". То поведение, которое нам кажется признанием своей вины или "угрызениями совести", на самом деле - классическая демонстрация подчиненности сильнейшему в стае, которая исчезнет, как только "вожак" перестанет применять негативные раздражители. Таким образом, хозяин успешно решает проблему расстановки сил в "стае", но никак не изменяет нежелательного поведения собаки.

Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды.

Для того, чтобы понять причину, почему это правило работает, необходимо подробно изучить физиологический механизм образования условного рефлекса. Этим вопросом мы займемся в одном из следующих занятий. Сейчас же вам необходимо помнить: сначала подается команда "Сидеть", потом - выполняется рывок поводком. Если сначала дергать за поводок, собака сядет, но связи на команду в этом случае не образуется. Одновременная подача команды и применение механического раздражителя также бесполезны - в этом случае в нервной системе собаки возбуждение в ответ на звуковой раздражитель будет "подавлено" возбуждением в ответ на рывок поводком, и связь между командой и посадкой не образуется.

Часто приходится видеть, как неопытный дрессировщик дергает за поводок и одновременно кричит "Сидеть". Повторяя это сочетание много раз, он никак не может понять, почему же собака никак не реагирует на команду, а только становится все более забитой и запуганной.

Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени.

Обычно для выработки условного рефлекса мало одного раздражителя. Для того, чтобы на команду установилась связь, необходимо повторить это сочетание определенное количество раз. Но сколько конкретно? Можно ли выполнить 50 сочетаний на одном занятии, или необходимо отрабатывать по несколько сочетаний на каждом занятии? А какой перерыв должен быть между занятиями?

Ответы на такие вопросы дает только практика. Знание того, сколько, как часто и как долго необходимо отрабатывать те или иные упражнения - и есть методика выработки навыка. А если учесть еще и индивидуальные особенности собаки, то становится ясно, что создать эффективную методику выработки того или иного поведения можно только после многих лет напряженной работы, приобретения практического опыта и изучения теоретических основ зоопсихологии.

Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находится в активном состоянии.

Что значит в активном состоянии, ясно: нельзя дрессировать спящую или уставшую собаку. Но активность собаки может быть разной. Если животное, например, занято тем, что пытается разгрызть найденную кость, вырабатывать навык подхода по команде, не стоит.

Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на сигнальный, но не вызывать торможение.

Если команда "Сидеть" подается так, что собака от страха ложится на землю, ей уже будет все равно, дергаете вы за поводок, или нет. То есть, сила команды должна быть ровно таковой, чтобы собака ее услышала - не более того.

С другой стороны, не надо так "рвать" за поводок, чтобы собака выла от боли. Такой рывок вызывает торможение нервной системы, в таких условиях связь на команду также не вырабатыва6ется.

Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.

Например, бесполезно вырабатывать навык движения рядом, если кобель пытается броситься на своего собрата с целью выяснения отношений. Именно это условие диктует правило: вырабатывайте первоначальные условные рефлексы в условиях минимального воздействия отвлекающих раздражителей. Мало просто выехать за город, чтобы начать дрессировку по курсу послушания. Нужно еще в течение нескольких дней приучить собаку к площадке, на которой вы будете проводить занятия, чтобы свести к минимуму силу и тех немногих раздражителей, которые на этой площадке встречаются.

Еще раз приведем семь условий образования условных рефлексов:

1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, который вызывает соответствующее действие собаки.

2. Применение этих раздражителей должно совпадать по времени в пределах 0,5-2 секунды.

3. Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5-2 секунды.

4. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителя в определенном режиме нагрузки и времени.

5. Нервные центры коры головного мозга во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности и должны находится в активном состоянии.

6. Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть больше, чем на сигнальный, но не вызывать торможение.

7. Посторонние раздражители, вызывающие ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.

Если проанализовать причины неудачи при попытках выработки тех или иных навыков, становится ясно, что источник таких причин - несоблюдение какого-нибудь, а часто и нескольких условий выработки условных рефлексов.
© на материалы принадлежит Сидельникову А.В

0

60

P.S. написал(а):

На этом, пожалуй, я оставляю кликер-дрессировку в покое. Что, Саша, и тебе советую. (не в жизни, в рамках этой темы)

И все же, думаю, теперь могу написать, что мне удалось загрузить кликер на мяч достаточно быстро. Правда использую я его(кликер) сейчас только как маркер, но и это очень сильно облегчило занятия, поскольку на то, чотобы достать мяч из кармана требуется некоторое время - начинаю подумывать над тем, чтобы сделать подходящий карман..

0


Вы здесь » ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА » Дрессировка » Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВЫ ЭТО ПОНИМАЛИ. С.Павлюк.