ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА

Объявление

УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ КЛУБА, ПОЛУЧИВШИЕ НА СВОИХ СОБАК ТИТУЛЫ: ЮНЫЙ ЧЕМПИОН РОССИИ, ЧЕМПИОН РОССИИ ИЛИ ЧЕМПИОНА ДРУГОЙ СТРАНЫ, ПРОСЬБА СРОЧНО ПРЕДОСТАВИТЬ ФОТОГРАФИИ ВАШИХ ПИТОМЦЕВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИХ НА САЙТЕ В РАЗДЕЛЕ "ГОРДОСТЬ НАШЕГО КЛУБА".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА » Дрессировка » Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВЫ ЭТО ПОНИМАЛИ. С.Павлюк.


Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВЫ ЭТО ПОНИМАЛИ. С.Павлюк.

Сообщений 1 страница 10 из 101

1

Я завела эту тему по большей части для тех, кто ходит ко мне в группу заниматься. К сожалению, проводя групповые занятия мы почти не имеем возможности позаниматься теоритической подготовкой в необходимом объеме.  А ведь степень важности этого этапа в дрессировке не так уж и мала. В этой теме я планирую размещать статьи по дрессировке которые МНЕ кажутся правильными. Надеюсь, что эта информация будет Вам полезна.

0

2

Любовь к собаке.

Любовь должна быть коснтруктивной. Р.Мэй.

В моей практике произошло два разных , но похожих по сути случая. Судите сами: Хозяин однопометницы моей собаки попросил как то ночью нас с мужем помочь ему похоронить его собаку. Не буду описывать тяжелую сцену горя, почти отчаянья, свидетелями которой мы стали, замечу лишь ,что его (хозяина) пришлось нести на себе. Но что интересно - узнав , что Мэгги(так звали собаку) погибла, попав под машину, я спросила Диму: "Мэгги уже попадала под машину пять раз, почему ты не начал пользоваться поводком?!" Плачущий хозяин ответил:"Просто было темно, иначе все бы обошлось! Она так любила побегать!!" Случай второй : Хозяин ротвейлера Итона, Егор Владимирович, любил побаловать своего любимца - сьесть эдак горку блинов для Итона не составляло труда, Необычайная его Итона полнота бросалась в глаза. Я долго боролась за право Итона похудеть, но все безрезультатно. Когда Итон однажды присел в третий раз на занятиях по нужде, я возмущенно спросила Егора Владимировича: "Вы опять кормили собаку перед занятием?!" -"Что Вы, Рина, он совсем не завтракал - только две булочки с изюмом, одну с курагой и три с маком!" Любовь это чувство! Прекрасно если хозяин любит свою собаку, плохо когда за силу чувства платит собака - либо смертью, либо хроническим ожирением.Имена владельцев и клички собак изменены ( wwwmalinua.ru)

Отредактировано P.S. (2010-07-08 13:12:20)

+1

3

Очень часто на площадке мне приходится слышать такие фразы "ой, этому невозможно научить..." "моя собака никогда не сможет так... " "это очень сложно..."
Посмотрите http://www.zwinger-von-zimdarsen.de/vpg.html и  http://www.zwinger-von-zimdarsen.de/handicap.html ,  и , я надеюсь, Вы найдете в себе силы! Нашел же их в себе человек, лишенный обеих рук, но, назло судьбе, занимающийся спортом со своими собаками, живущий полной жизнью с радостью в душе!

0

4

В каждой области человеческого знания есть пара- тройка малоизвестных, но очень важных приемов, крайне необходимых для достижения успеха. Единоборцы иронично называют их «секретами хромого Ли». Секрет первый: Если Вы хотите всегда быть главным и навеки привязать к себе щенка- с момента покупки (мин. 2 недели) кормите щенка изо рта, сплевывая пищу. Зачем? Щенок приучается смотреть человеку в глаза, не боятся человеческого лица, а, главное, родительская особь у псовых так выкармливает потомство. Таким образом, Вы автоматически приобретаете родительский авторитет у щенка. Секрет второй: Играйте со своим щенком. Играйте с ним много, но осмысленно. Смысловым играм Вас может научить только кинолог. Но есть один важный принцип - в конце игры игрушка должна остаться у Вас в руках. Так не заметно для себя, Вы поднимите свой авторитет у щенка. Секрет третий: В игре старайтесь оказаться на полу. Так щенок (такой маленький) научится, не боятся человеческого роста. Не занимайтесь этой игрой самостоятельно! Только под наблюдением кинолога. Секрет четвертый: Никогда не кричите на щенка, не пугайте его, пока он растет. Нарушение этого правила приведет к тому, что взрослая собака может испугаться кричащего на Вас хулигана. Секрет пятый: Старайтесь никогда не наказывать (бить) собаку, ни в коем случае не бейте ее свернутой в трубочку газетой, как это советуют в некоторых книгах. Служебная собака должна быть готова защитить хозяина от противника, яростно размахивающего палкой. Щенок,напуганный в детстве взмахом руки со свернутой газетой, перенесет отрицательный опыт на нападающего и не сможет вступить в борьбу. Cекрет шестой: Приобретая щенка советую Вам, сразу же, купить для него «настоящее» собачье место - его отдельную квартиру. В кинологическом мире пластмассовую клетку для перевозки собак в самолете называют «боксом» - это и есть настоящая собачья квартира. Доводы «ЗА» приобретение «бокса». 1.У собаки всегда будет уютное, комфортное, место для уединения, соответствующее ее понятию о комфорте – темное, небольшое пространство с крышей над головой.2.Если к Вам в гости пришли люди, боящиеся собак, Вы сможете оказать им должное гостеприимство, не ущемляя их право на страх. Участковый врач, бригада скорой помощи – иногда бывают в наших квартирах и собака, сидящая в боксе, только упростит Вам процедуру встречи посетителей. Довод «ПРОТИВ» приобретения бокса: 1. Бокс стоит недешево, где-то от 5 тысяч рублей. Бокс надо приобретать с учетом роста взрослой собаки – так, что бы собака могла в нем спокойно стоять. Секрет седьмой: Перефразируя известную пословицу, часто повторяю: «учить, лечить и дрессировать может каждый». Бойтесь доморощенных кинологов, «знатоков» и «ценителей» собак, живущих в соседнем подъезде и уверенным тоном советующих Вам и Вашей собаке выпить утром натощак керосиньчику, урину или полежать на гвоздях. Практика давно доказала, что кухарки не могут управлять государством, а сосед по лестничной площадке, хоть и экономист, но в дрессировке до специалиста ему далеко. Если Ваш сосед утверждает, что ваш щенок не должен брать еду у чужого, поинтересуйтесь лучше у него, почему при таких грамотных специалистах наша страна все еще не находится в периоде экономического расцвета. Если Вам хочется правильно воспитать щенка, обратитесь к профессионалу ( wwwmalinua.ru)

Отредактировано P.S. (2010-07-08 13:44:49)

0

5

Интонация в дрессировке

©Павел Панфилов (pafnutiy_p@mail.ru)

Опубликовано в журнале "Дрессировка и спорт" 3 2001

В процессе воспитания и дрессировки собаки мы часто пользуемся интонацией, почти не задумываясь над тем, что же такое интонация, оказывает ли она влияние на процесс обучения животного и каким образом?
По определению, интонацией называют звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания, манеру произношения, отражающую какие-либо чувства говорящего, его эмоциональный настрой. То есть интонация, или модальность речи, является ни чем иным, как звуковым средством выражения эмоций говорящего.
Различные по значению интонационные сигналы мы также можем наблюдать и в животном мире, где коммуникативная функция интонации играет далеко не последнюю роль и широко проявляется как в процессе внутривидового общения, так и в процессе межвидовых сообщений, особенно это касается угрожающей интонации, различной тональности лая, рычания, шипения и всего того, что сопутствует позам угрозы, демонстрационной агрессии и связано с инстинктом самосохранения. Если тональность видоспецифичных информационных сигналов внутри социальной группы животных несёт в себе широкий спектр коммуникативных функций (от полового и материнского до внутригруппового иерархического поведения), характерных только для определённого вида, то угрожающая интонация адекватно воспринимается на уровне межвидового общения, что можно наблюдать при отстаивании территориальных прав, а также в других острых конфликтных ситуациях между особями разных видов, в том числе, и разных экологических ниш обитания.

Адекватное проявление и восприятие соответствующих интонационных сигналов мы можем наблюдать и у социально депривированных животных, т.е. выращенных в условиях лишения возможности общения с особями своего вида, социальными партнерами. Следовательно, мы можем говорить о генетической детерминированности (эволюционной обусловленности) восприятия этологически значимых интонационных сигналов животными как поведенческих сигналов высокой информативности.
Чтобы выяснить влияние интонации на процесс обучения животного, рассмотрим сам дрессировочный процесс как целенаправленный процесс образования условных рефлексов и формирования навыков.

Упрощенно, условный рефлекс можно представить в виде безусловно рефлекторной реакции, воспроизводимой под контролем определённого условного (ранее индифферентного) сигнала и являющейся приспособительной деятельностью организма, осуществляемой высшими отделами центральной нервной системы путём образования временных связей между сигнальным раздражением и сигнализируемой реакцией. Как правило, в процессе дрессировки вырабатываются инструментальные условные рефлексы, в основе образования которых лежат процессы возбуждения и активная двигательная деятельность животного, позволяющая достичь или избежать последующего подкрепления.

В процессе образования навыка любой условный рефлекс проходит стадии генерализации, специализации и стабилизации, каждая из которых характеризуется упрочением исходной реакции на предъявляемый условный сигнал (стимул), т.е. более высокой воспроизводимостью и освоением, а также меньшим контролем со стороны высших нервных центров животного. Прохождение перечисленных стадий формирования условного рефлекса можно привести на примере обучения собаки простейшему навыку посадки по команде дрессировщика, где в начальной стадии обучения, при генерализации условного рефлекса, реакция посадки возникает не только на основной условный сигнал, но и на другие, схожие с ним сигналы, а также в интервалах между предъявлениями условного сигнала (межсигнальные реакции). По мере подкрепления условного сигнала межсигнальные реакции угасают, и условный ответ на предъявляемый стимул возникает только на сигнальный раздражитель (стадия специализации условного рефлекса). На этом уровне происходит тонкое различение стимулов или их дифференциация: рефлекторный ответ возникает только на подкрепляемый стимул, причём, подкрепление которого является приоритетно биологически значимым по сравнению с другими сигналами, в отношении которых развивается дифференцировочное торможение (игнорирование). При дальнейшем закреплении условной реакции она может быть доведена до автоматизма, характерного для заключительного этапа выработки условного рефлекса или стадии стабилизации.

Из приведённого примера видно, что неизменность параметров предъявляемого условного сигнала (команды) и подкрепления соответствующей поведенческой реакции являются необходимым условием для перехода формирующегося условного рефлекса в стадию специализации и дальнейшей его автоматизации до навыка.

Таким образом, для формирования навыка у животного, т.е. для доведения условного рефлекса до автоматизма, помимо корректного подкрепления условной реакции и её многократного повторения, основным необходимым условием является отсутствие перестройки условной реакции, под которой подразумевают изменение условного сигнала, доминирующей мотивации, а также последующего вектора воздействия на эмоциональную сферу животного, известного нам как «положительное» и «отрицательное» подкрепление.

В качестве негативного результата вариабельности действий на один и тот же стимул можно привести пример обучения собаки команде «Рядом» после фронтальной посадки перед дрессировщиком, когда сначала от животного требуют обхода дрессировщика с посадкой у левой ноги, а затем пытаются добиться того же результата прыжком собаки с разворотом. В итоге, как правило, у животного угасает первичный навык, а заменяющий его стереотип не вырабатывается до стадии навыка.

Такой же процесс перестройки условного рефлекса происходит и в случае замены или одновременного применения одинаковых по силе, но разных по эмоциональному вектору подкреплений (например, пищевого и аверсивного) за выполнение одной и той же условной реакции на тот же стимул, например, когда дрессировщик обучает собаку подзыву «Ко мне» с помощью лакомства, а затем (хуже того, одновременно с этим) подтаскивает её к себе рывками парфорса.
Очевидно, что любая дрессировка подразумевает собой снижение вариабельности действия или комплекса последовательных действий животного до единицы на предъявляемый условный сигнал (одна команда - один навык), и, чем меньше условных сигналов, запускающих одну и ту же поведенческую реакцию, приходится на один дистантный анализатор животного (зрительный и слуховой), чем более «однозначен» сам условный сигнал как пусковой для конкретной поведенческой реакции, тем быстрее будет происходить процесс образования условного рефлекса и формирования навыка.

Что же происходит, если в процессе дрессировки, при подаче команд, мы используем интонацию, которая, в данном случае, является ни чем иным, как изменением модальности условного пускового сигнала?

Во-первых, любая интонация видоизменяет звучание исходной команды, т.е. внешне изменяет сам вербальный пусковой сигнал. Во-вторых, будучи сопряжённой с эмоциональной сферой, и, неся в себе значимую информационную нагрузку, интонация также вносит изменения и во внутреннее содержание условного сигнала, насыщая его дополнительными информационными «шумами», включающими посторонние поведенческие реакции.

Любой условной реакции, запускаемой условным сигналом, предшествуют процессы его обнаружения, распознавания и идентификации. Обнаружение обычно определяется как способность различать добавление какого-либо сигнала к фону малой интенсивности или к зашумлённому фону. Распознавание и идентификация подразумевают дополнительную способность центральной нервной системы производить селекцию обнаруженного сигнала путём его сопоставления с одним из существующего множества известных сигналов. Скорость распознавания и идентификации сигнала как пускового для определённой условной реакции находится в прямой зависимости от сходства всех параметров обнаруженного сигнала с известным условным как «эталонным» для данной поведенческой реакции.

Из этого следует, что изменённая модальность предъявляемого условного сигнала, как минимум, может затруднять процессы распознавания и идентификации его как пускового сигнала условного рефлекса.
Теперь рассмотрим возможные поведенческие реакции животного, которые могут быть инициированы введённой в условный сигнал инструментального рефлекса интонацией.

В силу особенностей физиологии высшей нервной деятельности собаки, вводимые нами интонационные сигналы могут быть восприняты животным как «положительно» или «отрицательно» мотивирующие, а также нейтральные.
К первой группе относится, так называемая, «позитивная» или «одобряющая» интонация, призванная, как многим кажется, «поднять эмоциональный уровень» животного, сосредоточить его внимание, и тем самым побудить к более чёткому и быстрому выполнению поданной команды. Так ли это на самом деле и что происходит при введении в условный сигнал «позитивной» интонации?

Многим из нас доводилось наблюдать, как радостно и задорно произнесённая команда сначала, вроде бы, ободряюще действует на собаку, как бы передавая ей эмоциональный настрой дрессировщика, но видимый «позитивный» эффект такого воздействия длится очень недолго. Собака достаточно быстро перестаёт доверять «искренности» наших намерений, что, очевидно, является следствием несоответствия между ожидаемым и последующим предъявляемым животному подкреплением.

Понятно, что не будучи соответствующим образом подкреплённой, очень скоро «позитивная» интонация из разряда «мотивирующей» перейдет в разряд относительно индифферентной, то есть станет для животного тождественной с исходной пусковой интонацией «нулевой» модальности. Таким образом, одну и ту же поведенческую реакцию будет запускать ещё один видоизменённый условный сигнал. Иначе говоря, мы не добьёмся ничего, кроме ненужного нам «обогащения» репертуара условного сигнального поведения животного.

Если же мы хотим избежать угашения реакции на «позитивную» интонацию, мы должны использовать либо более действенный режим подкрепления (корректный и точно совпадающий по времени), либо само подкрепление по качеству должно быть более значимым для животного и превосходить используемое нами ранее. Но в таком случае, в процессе специализации условного рефлекса (закономерный процесс в условно-рефлекторной деятельности, сводящейся к минимизации количества пусковых раздражителей, вызывающих условную реакцию) дифференцировочное торможение, как процесс угашения реакции на менее значимые стимулы, коснётся исходной команды без интонации, что, если и не вызовет отказа, то на уровень снизит качество её выполнения. Конечно же, мы можем использовать «позитивную» интонацию в пусковом сигнале, но, в таком случае, мы должны взять за правило использовать её всегда и неукоснительно точно, исключив из репертуара условного сигнального поведения животного эту же команду без интонации, либо с другой интонацией.

Здесь зададимся вопросом: что же мешает нам также использовать более действенный режим подкрепления или более значимую для животного мотивацию на исходный пусковой сигнал без интонации? Становится очевидным, что определяющее значение при выработке навыка имеет вовсе не экспрессивный эмоциональный компонент «позитивной» интонации условного сигнала, а биологическая значимость и сила последующего положительного подкрепления поведенческой реакции животного.

Еще одной особенностью некоторых форм интонации является качественное их восприятие нами, а точнее, их оценка в наших глазах как «позитивных», так как нам кажется, что данный вид интонации побуждает животное проявлять повышенное внимание и интерес к нам или к происходящим действиям. Например, если мы подаём команду собаке с ранее неизвестной или необычной для текущей ситуации интонацией, мы будем наблюдать кажущуюся заинтересованность животного и его сосредоточенность на наших действиях. В этом случае, сразу после сигнала можно заметить характерное напряжённое «замирание» собаки с чёткой ориентацией в сторону источника звука. Такой же первоначальный эффект можно наблюдать и при введении аналогичной интонации в ранее индифферентный для животного звуковой сигнал. Условный рефлекс с такими параметрами стимула, как правило, запускается, но его реализация идет через относительно короткое по времени и разное по выраженности торможение текущей деятельности животного с фиксацией позы - в этом принципиальное отличие действия данного вида интонации от всех других её форм, введённых в пусковой сигнал условной поведенческой реакции.

Характерное в данном случае первоначальное «замирание» собаки с приостановкой текущей деятельности является ни чем иным, как проявлением безусловной ориентировочной реакции у животного на изменение параметров привычного раздражителя, т.е. рефлекс, иначе известный как Павловский - «Что такое?», который обладает большой подвижностью и лабильностью, т.е. легко вспыхивает и столь же легко угасает, когда он себя исчерпал. Иначе говоря, инициированная введением соответствующей интонации в условный сигнал, ориентировочная реакция осуществляет выполнение условного рефлекса через первоначальное безусловное торможение, как следствие автоматической активации широкого спектра нейробиологических механизмов произвольного внимания, обрабатывающих биологическое значение «новизны» и «значимости» предъявляемого раздражителя. Включение же функций произвольного внимания, совпадающего по времени с условным сигналом, не ведёт к упрочению условных связей между стимулом и реакцией, а, в зависимости от силы, инициирует в дальнейшем, менее заметные для нас, но значимые для обучения животного процессы инактивации высшей нервной деятельности, известные нам по признакам психологической усталости животного. В данном случае, совпадающий по времени с условным сигналом, ориентировочный рефлекс не только не способствует, но и значительно тормозит выработку нужного нам навыка, отменяя все действующие рефлексы и приостанавливая общую двигательную активность для обеспечения лучшего восприятия сигнального раздражителя с целью выяснения его характера и возможного значения для жизни. В этом проявляется, так называемая, «стоп-реакция» ориентировочного рефлекса, как следствие мобилизации нервных процессов на анализ «новизны» и «значимости» предъявляемого сигнала.

Ко второй группе интонационных сигналов относится, так называемая, «негативная» или «отрицательно» мотивирующая интонация угрозы, часто используемая для воздействия на животное с целью предотвращения им нежелательных действий, и, как некоторым кажется, с целью повышения безотказности выполнения поданной команды.

Приём использования угрожающей интонации в подаваемой собаке команде всем хорошо известен: от чрезмерно строгого произношения до «рычания» командой на собаку и заключается в психологическом давлении на животное в процессе дрессировки. Также известны и, сопутствующие эффекту «подчинения», визуально наблюдаемые побочные признаки: от разного по степени «заторможенного» состояния, до общего «забитого» вида собаки. Исходя из внешне проявляющегося эффекта «подчинения», многие дрессировщики считают, что угрожающая интонация произнесённой команды принуждает собаку к безотказному выполнению требуемого приёма, - пусть внешне менее уверенному и, как правило, менее быстрому, но всё же - более надёжному. Кажущаяся надёжность выполнения команды с интонацией угрозы убеждает многих дрессировщиков в действенности её использования. По прошествию же определённого времени в поведении собаки, «вдруг, откуда не возьмись», начинают проявляться характерные изменения, известные среди отечественных спортсменов-дрессировщиков как «эффект третьего года обучения»: общее апатичное состояние собаки в процессе дрессировки, повышенная нервозность, значительное снижение двигательной активности животного, всевозможные реакции избегания дрессировочного процесса в целом, а также утрата психологического контакта с дрессировщиком. Описанный эффект, в той или иной степени, может проявиться и много ранее номинального срока, но его появление всегда носит закономерный и, в большинстве случаев, необратимый характер.

Что же на самом деле происходит при введении в условный сигнал интонации угрозы?

Очевидно, что угрожающая интонация, связанная к тому же с визуальными мимическими сигналами, менее всего нуждается в соответствующем подкреплении, так как восприятие информационной нагрузки данной группы интонационных сигналов генетически детерминировано как в человеке, так и в высокоразвитых животных в процессе эволюции. Более того, угрожающая интонация, как и любая осознанная угроза, включает у животного оборонительные поведенческие реакции, связанные с инстинктом самосохранения и являющиеся этологически приоритетными по определению. Приоритет оборонительных поведенческих реакций проявляется, прежде всего, в снижении порогов восприятия внешних этологически второстепенных стимулов, то есть в способности центральной нервной системы затормаживать воздействие других условных или безусловных раздражителей, не связанных с ситуационным состоянием угрозы. Иначе говоря, «шумовой» эффект введённой в условный сигнал угрожающей интонации не только связывает сам условный сигнал с состоянием угрозы (оборонительным поведением), но и по качеству превосходит информационное содержание исходного пускового сигнала как команды для животного.

Таким образом, введённая в пусковой сигнал условного рефлекса интонация угрозы, включает оборонительное поведение, которое проявляется в, так называемой, «стоп-реакции», затормаживающей как процесс восприятия условного сигнала, так и процесс исполнения самой условной реакции, перестраивая её изменением наличной мотивации на оборонительную. В отличие от быстро угасающей «стоп-реакции» ориентировочного рефлекса, как следствия интенсивного анализа значимости нового раздражителя, «стоп-реакция» оборонительного поведения медленно угасает только по исчезновению ситуационного тревожного состояния, и является следствием оценки параметров исходящей угрозы и активации защитных функций организма на выход из стрессовой ситуации, что и становится для животного доминирующей потребностью.

В процессе дрессировки, подавая собаке команду с интонацией угрозы, мы можем наблюдать выраженную «стоп-реакцию» и оборонительные формы поведения в заторможенном восприятии и исполнении поданной команды, снижении общей двигательной активности животного, отставанием от дрессировщика при движении рядом (особенно при нарастании темпа движения), демонстрацией животным поз подчинения, в том числе, укладки при подаче команд «Сидеть» или «Стоять», и т.п. В дальнейшем, при использовании команд с угрожающей интонацией, у животного будут образованы стойкие условные связи угрожающей интонации - с исходной командой, дрессировочного процесса - с негативными эмоциями, дрессировщика - с источником угрозы. В результате психологический контакт человека с животным будет потерян, а их взаимодействие будет строиться исключительно на психологическом давлении, исходящем от дрессировщика. Следствием этого будет общая вялость и апатичность животного во время дрессировки, а также всевозможные реакции избегания самого дрессировочного процесса. Естественно, что при таких условиях ждать от собаки стабильной и безотказной работы не приходится.

Кроме того, отличительной чертой условных оборонительных форм поведения является не только высокая скорость их образования, но и достаточно продолжительные по времени, так называемые, следовые реакции, проявляющиеся в широком диапазоне: от трудностей восприятия животным иных побудительных мотивов, до общего угнетения эмоционального состояния.
В отдельных случаях использования угрожающей интонации на начальном этапе дрессировки, в зависимости от силы и сбалансированности нервных процессов животного, можно наблюдать специфическую активность собаки и её «повышенное внимание» к дрессировщику, внешне схожие с теми, которые проявляются при высокой заинтересованности животного в дрессировочном процессе. Но внутренние механизмы таких поведенческих реакций абсолютно разные: это ни что иное, как проявление первой стадии невротического состояния - стадии напряжения, известной в психопатологии высшей нервной деятельности как мобилизация защитных сил организма на борьбу с повреждающим фактором, направленная, в данном случае, на включение непроизвольного внимания на стимул. Специфика реализации данной формы оборонительного поведения может внешне нивелировать выраженность «стоп-реакции», а также последующих следовых реакций тревожного состояния. При дальнейшем воздействии стрессорного фактора наступает стадия истощения компенсаторных механизмов вследствие длительной невротизации животного, переходящая в стадию адаптивности и относительной стабилизации различных проявлений сформированного невроза, описанную выше как известный «эффект третьего года обучения» собаки.

На практике встречается следующая закономерность: как только мы вводим в условный сигнал различную по выраженности интонацию угрозы, то, желая избежать или свести к минимуму следовые оборонительные реакции, мы вынуждены вводить противоположный по эмоциональному вектору тип интонации, - так называемую, «позитивную» или «положительно мотивирующую», причём, также регулируя её выраженность. Одновременно с этим, мы используем и исходную команду с «нейтральной» интонацией. Таким образом, каждая наша команда имеет, как минимум, три варианта звучания, наполненных тремя различными смысловыми оттенками для животного, а это означает, что в процессе специализации условного рефлекса дифференцировочное торможение коснётся двух из трёх возможных вариантов «интонационной» команды - «нейтральной» и «позитивной», как этологически менее значимых в сравнении с «угрожающей», вызывающей оборонительное поведение, которое является составной частью инстинкта самосохранения. Следовательно, более-менее сносно управлять животным без интонации угрозы, без «рыка» мы в дальнейшем не сможем, как и не сможем положительно стимулировать животное при помощи любой другой интонации, вводимой в условный сигнал, уже связанный с состоянием угрозы, так как образованная связь стимула с оборонительным поведением отличается высокой стойкостью и трудностью переделки. Сформированная связь самого дрессировочного процесса с оборонительным поведением в дальнейшем приводит к образованию у животного устойчивого невротического состояния с характерными признаками двигательного негативизма, один из которых проявляется в отсутствии реагирования на условные положительные сигналы, а в некоторых случаях - и на безусловные пищевые, что делает нерезультативным их применение (в качестве примера, можно привести расхожую фразу: «моя собака на лакомство не реагирует!»).

Иначе говоря, используя описанные три «интонационных» варианта одной и той же команды в процессе дрессировки, рано или поздно, мы будем вынуждены остановиться на угрожающей тональности исходной команды, так как в нашем ограниченном восприятии, лишённом представления об эффективности мотивационных способов дрессировки, этот вариант будет являться самым действенным, принуждающим животное к выполнению команды, а сама «действенность» угрожающей интонации - положительным подкреплением нашему ограниченному сознанию. Подводя итоги, можно сделать вывод, что введённая в исходный условный сигнал интонация, как правило, либо замедляет процесс его распознавания, либо включает у животного другие поведенческие реакции, затрудняющие процесс образования условного рефлекса и препятствующие формированию навыка. В целом, это и определяет отрицательное влияние различных форм интонации при подаче команд в ходе дрессировочного процесса. Таким образом, следует избегать пользоваться интонацией при подаче команд в ходе дрессировочного процесса. Исходящие команды всегда должны быть стандартными (однообразными) и произноситься с одинаковой продолжительностью звучания, уверенно и настойчиво, голосом средней силы, высоты и тембра.

Можем ли мы вообще пользоваться интонацией в процессе обучения собаки и в каких случаях?

Разумеется, можем. Использование интонации может быть не только допустимым, но и весьма результативным, а иногда и необходимым элементом управления поведением животного, но только в том случае, если вводимая интонация не будет является составной частью пускового сигнала условного инструментального рефлекса. Например, мы можем использовать «позитивную» интонацию как экспрессивный эмоциональный компонент условного положительного подкрепления, выражая свои положительные эмоции и радость успешно произведённым действиям собаки, не забывая при этом и о других способах подкрепления нужного нам поведения животного.

Интонация, вызывающая ориентировочный рефлекс, также может быть использована как средство активации нервной деятельности животного, особенно, на начальном этапе формирования условных связей, но она не должна являться составной частью условного сигнала, т.е. ориентировочный рефлекс не должен запускаться введённой в стимул интонацией, но может, в случае необходимости, предшествовать условному сигналу. Например, мы можем вызвать внимание собаки к происходящему, как собственными действиями, так и вербальным сигналом, в том числе, с введённой в него интонацией. В качестве компромиссного варианта, для этих целей наиболее подходит кличка собаки, в том числе, с введённой в неё «положительной» интонацией или интонацией, запускающей ориентировочную реакцию. В этом случае произнесённая кличка запускает механизмы произвольного внимания (ориентировочный рефлекс), в свою очередь, запускающие механизмы непроизвольного внимания (внимание на стимул), что способствует эффективному образованию условных связей.

Угрожающая интонация может быть введена в сигнал условного отрицательного рефлекса (команды «Фу», «Аус», «Нельзя» и т.п.) и даже в кличку собаки в качестве дополнительного безусловного тормоза для срочного предотвращения нежелательных действий животного, но она никогда не должна вводиться в сигнал условного инструментального рефлекса. Следует также помнить, что случаи использования нами угрожающей интонации должны быть крайне редки, и носить исключительный характер. Эти случаи могут быть оправданы для сохранения жизни и здоровья самого животного, а также для предотвращения агрессии по отношению к окружающим.

Кличка собаки, в зависимости от введённой в неё интонации, может быть использована нами и как средство привлечения её внимания, и (в исключительных случаях) в качестве «стоп-сигнала», вызывающего «стоп-реакцию», тормозящую поведение животного.

К сожалению, в настоящий момент использование угрожающей интонации в дрессировочном процессе, по-прежнему, остаётся чуть ли не правилом хорошего тона, прививаемым старшими коллегами начинающим дрессировщикам.
Почему же, несмотря на отсутствие теоретически обусловленной результативности, использование различных форм интонации (особенно, угрожающей) при подаче команд имеет такое широкое распространение. Прежде всего, это следствие нашего непрофессионализма, проявляющегося в неспособности мотивировать животное к совершению нужных нам действий иначе, как через принуждение и психологическое давление, а также наше антропоморфичное восприятие собаки с исходными ложными представлениями о том, что она нам что-то «должна» и чем-то «обязана». Такие посылки никогда не возникнут по отношению к собаке, если мы будем исходить из психологической установки, что собака всегда нас понимает, - вот тогда мы будем пытаться искать причину «непонимания» или неправильной интерпретации животным наших действий и требований только в себе, а также помнить, что дрессировка должна доставлять удовольствие и радость не только нам, но и, в первую очередь, собаке. Да и как вообще можно испытывать какие-либо негативные чувства, осознав раз и навсегда, что собака прощает нам всё.

Почему же бывают так прочны и стойки наши ложные представления о дрессировочном процессе? Прежде всего потому, что, в ожидании быстрых результатов, мы не задумываемся над неразрывным двуединством самого дрессировочного процесса - над тем, что и как мы подкрепляем в поведении собаки сейчас, и к какому результату это приведёт в будущем; что, при этом, сейчас закрепляется в наших собственных действиях, и как нам с этим дальше жить. В этой связи вспоминаются слова одного известного человека: «Если архитектура - это застывшая музыка, то собака - ни что иное, как нравственность человечества».

0

6

Ну что же, вставлю и свое слово, если автор темы, конечно, не против(создавать тему о своих личных взглядах считаю бессмысленным).

P.S. написал(а):

Очень часто на площадке мне приходится слышать такие фразы "ой, этому невозможно научить..." "моя собака никогда не сможет так... " "это очень сложно..."

Ограничение по усвоению навыков бывает двух видов - ограничение по нервной системе(лабрадор на защитной работе) и ограничение по строению тела(работа лайки в норе). Теперь подробнее. за то время, которое собаки живут рядом с людьми появилось огромное количество пород, которые сопровождают человека совершенно в разных жизненных ситуациях: охота, охрана, поиск и т.д., и с развитием этих пород они все дальше удалялись друг от друга - их отличия проявлялись все сильнеее и сильнее. Это касается размера, вида шерсти, силовых и скоростных характеристик, а так же особенностей нервной системы. Так вот вышеупомянутое высказывание можно отнести только к специальной профильной работе ито, только в случае несовместимости породы с конкретным видом дрессировки, но никак не к послушанию(во всяком случае нормативному), атлетическим упражнениям и т.д. Кстати говоря, немало пород стали неплохо переквалифицировались и стали использовать свои породные навыки в других направлениях, так, напрмер, лабрадоры(охотники) стали поводырями. А если не получается, то стоит задуматься о выбраном пути к достижению результата, возможно он изначально был неверный. Лично мне неоднократно приходилось забывать 2х - 3х-месячные наработки при дрессуре, которые заводили меня и собаку в тупик, начинать все заново(подругому) и получать первые результаты в течении часа - Последний такой случай произошел только вчера: промучившись без толку неделю с обучение собаки двигаться назад(вернее отходить назад) и недобившись никакой реакции от собаки, на занятии по защите собака была поставлена со второй попытки за 3 подхода по 3 раза(акурат в час уложились), с подбором нужной мотивации, ну и поощрения правильного(но оно там одно единственное - захват) таких примеров у меня много...
Кстати по поводу бокса, его можно сделать самим, если, конечно, есть человек "с руками".
Я, кстати, достаточно много занимаюсь и читаю о собаках, так что добавить и привнести в тему есть чего, если, конечно, автор не против.

0

7

Александр Гусаков написал(а):

Ну что же, вставлю и свое слово, если автор темы, конечно, не против(создавать тему о своих личных взглядах считаю бессмысленным).

В определенной степени против. Поясню почему. Я являюсь инструктором по дрессировке этого клуба, и создавая эту тему я информирую людей которые ходят ко мне заниматься со своей точкой зрения на дрессировку и не хочу тратить время на объяснения чем меня не устраивает та или иная  статья, предложенная кем то еще. Посему буду вынуждена просить администратора форума удалять из этой темы те статьи , которые будут расходиться с МОЕЙ точкой зрения. Саша! Форум большой. Ты можешь создать свою собственную тему.

0

8

В этой же теме хотела бы посоветовать всем кто приобрел собаку, а лучше кто только собирается ехать смотреть щенка книгу Е. Мычко "Поведение собаки". Она есть эл. виде.

0

9

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ДОМИНАНТНОЙ СОБАКОЙ.

Эд Фраули Copyright 1997 (http://www.leerburg.com)
перевод Н.Вознесенской (http://www.tornados.stl.ru)

Многие люди, включая и опытных дрессировщиков, недопонимают смысл доминантности у собак. Эти люди считают, что доминантность всегда подавляется только силой. Простая "альфа-роль собаки и то, как с этим обращаться" - общераспространенный подход. В большинстве случаев это подход неправильный.

Вдобавок, многие считают, что следует беспокоиться относительно проблем доминантности только у больших собак, а никак не у маленьких - и эти люди также ошибаются. Тогда как большая собака (как на фото вверху) способна отправить в больницу вас, маленькая собака способна отправить в больницу вашего ребенка. С доминантностью в любых формах надо бороться, а если она неизбежна, то по крайней мере должна находиться под контролем независимо от того, какая у вас собака.

За последние 25 лет я был владельцем большого числа крайне доминантных кобелей, и поэтому я был просто вынужден изучить доминантность хотя бы для того, чтобы жить рядом с некоторыми из этих племенных собак, разведением которых я занимался. Теперь я смотрю на проблему доминантности совсем не так, как я делал это 20 лет назад. Я понял, что доминантность контролируется вашим сознанием и тем окружением, в котором находится собака.

Никто не хочет быть покусанным: я смотрел на шрамы на руках многих моих друзей и считал себя удачливым. У меня никогда не было серьезных собачьих покусов, хотя мне приходилось работать с очень доминантными агрессивными животными. Когда я спрашивал друзей об их шрамах, я всегда получал один и тот же ответ: "Я совершил ошибку с этой собакой". Собачьи покусы всегда происходят от ошибок в том, как мы обращаемся с собакой в конкретной ситуации.

Собаки - это стайные животные, и лучший путь узнать больше о доминантности, это изучить стайное поведение. Для того, чтобы понять, лучше обратиться к исследованиям, проводившихся над волчьими стаями. В волчьей стае всегда есть доминантная пара животных. Волки удерживают свою доминантную позицию не сражаясь с членами стаи каждый день, они делают это с помощью искусных, утонченных способов. Положение тела и позы играют главную роль в установлении доминантной позиции в стае.

Дрессировка на послушание

Контроль над доминантностью означает установление вашего главенства как лидера стаи. Остальная часть статьи будет посвящена тому, как достичь этого в различных аспектах жизни собаки. Самый простой путь начать этот процесс лежит через дрессировку на послушание. Понимание идей похвалы и коррекции будет началом длинного пути к установлению рабочих взаимоотношений и тесной связи между вами и вашей собакой.

Я являюсь фанатом спорта Shutzhund с 1974 года. К сожалению, на протяжении многих лет многие начинающие в Shutzhund люди слышат: "Вы не должны дрессировать свою собаку по послушанию, до тех пор, пока ей не исполнится год или пока она не будет отдрессирована по защите". Ничто не может быть дальше от правды, чем это утверждение. В первые годы немцы, которые приезжали и проводили семинары, обычно говорили: "Никакого послушания в первый год". Что терялось при переводе, так это то, что они только имели в виду, что тренеру не следует заниматься с собакой прыжками, силовой аппортировкой и упражнениями с использованием принуждения до того, как собака станет более взрослой. Никак нельзя было переводить, что вы совсем не должны заниматься послушанием в первый год, однако , к сожалению, многие люди приняли именно этот перевод и пытались жить, используя этот совет. Откладывание дрессировки на послушание создало некоторые проблемы в доминантности для некоторых людей и их собак.

Существует большое число элементов послушания, которым можно обучить с помощью мотивации в течении первого года жизни собаки - посмотрите мои кассеты "Обучение хождению рядом для соревнований" и "Основы послушания", где есть идеи, как это сделать.

В то время как для того, чтобы держать под контролем доминантность большинства собак, требуется всего лишь дрессировка на послушание, есть собаки, для которых нужны дополнительные усилия, чтобы утвердить хозяина в качестве вожака стаи. Что я заметил, так это то, что большинство хозяев часто по небрежности позволяют случаться таким вещам, которые способствуют развитию доминантного поведения у собак. Далее в статье и будут рассмотрены такие типы ситуаций.

Понимание тонкостей доминантного поведения наших собак поможет понять, как установить себя как лидера стаи в собственном доме. Здесь приведены несколько примеров поведения, которые говорят об определенном доминантном поведении в доме:

Собака спит в кровати вместе с хозяином
Не позволяет хозяину войти в спальню после того, как он вернулся из деловой поездки
Рычит возле еды или игрушек
Не позволяет вам отбирать игрушки, показывая агрессию
Всегда первой проходит в дверь
Заставляет вас играть, когда вы заняты чем-то другим
Собака крайне агрессивна.
Показывает агрессию к определенным друзьям семьи и хорошо относится к остальным.

Спальня.
Контролирование доминантности начинается с дома. Первая вещь, которую мы должны сделать, это взять под контроль места, где собаке позволяется есть, спать и играть. Доминантной собаке не в коем случае не должно позволяться спать на кровати. Лучшее спальное место всегда зарезервировано за вожаком стаи (за вами). Пусть ваша собака спит в собачьей клетке в другой комнате дома. Конечно, если собака живет в питомнике вне дома, совет не подходит.

Игрушки.
В то время, пока щенок растет, ему нельзя позволять становиться собственником игрушек. Хозяин должен быть в состоянии забрать любую игрушку у собаки в любое время, причем собака не должна показывать агрессии. Если щенок рычит, хозяин должен твердо встряхнуть его за загривок, одновременно ругая его.

Если собака более взрослая и может укусить, нужно пристегнуть поводок и скорректировать (сделать серию резких рывков) за поводок возле игрушки. Если в этот момент собака еще рычит, ее нужно отругать строгим низким голосом. Как только пес бросит игрушку, хозяин должен увести его подальше до того, как поднять игрушку. До того, как доминантная ситуация не будет под контролем, эту игрушку нельзя давать собаке снова. Только хозяин управляет миром собаки, и собака должна это понять. Один из пунктов этого сценария таков: " Вы определяете с какими игрушками играть и как долго".

Если собака не отдает игрушку даже после коррекции поводком, и хозяин не уверен в том, что сможет безопасно вытащить игрушку из пасти собаки, есть два варианта дальнейших действий:

Игнорируйте ситуацию - вступайте в схватку только тогда, когда сможете выиграть. Когда наконец собака выпустит игрушку, поднимите ее и уберите навсегда. Собака никогда больше не должна играть с этой игрушкой.
Если вы решили форсировать достижение результата и выиграть войну за игрушку у сильной собаки, необходимо провести некоторую предварительную подготовку. Во-первых, наденьте второй строгий ошейник на собаку. Во-вторых, привяжите поводок к твердому крепкому предмету - "посту" (который бы не сдвигался). Когда собака возьмет игрушку, подведите ее за поводок ко второму поводку, который присоединен к посту. Пристегните второй поводок ко второму строгому ошейнику на собаке. Теперь на собаке надето два поводка, каждый из которых присоединен к своему строгому ошейнику.
Теперь скажите собаке бросить игрушку и, отойдя, потяните, так, чтобы собака оказалась между постом и вами. Приложите достаточно сил, чтобы собака выплюнула игрушку. Как только она сделает это, похвалите ее. Если вы можете подойти, не опасаясь укуса, подойдите и успокаивающе похвалите собаку. Если она снова пытается схватить игрушку, когда вы подходите, не сходите с ума, а просто опять отойдите назад и потяните. Со стороны хозяина этот процесс не должен быть каким-то диким или излишне лихорадочным. Контролируйте себя и оставайтесь спокойным. Продолжайте тянуть собаку так долго, пока она продолжает попытки вернуть игрушку, когда вы подходите. Если вы не чувствуете в себе смелости поднять игрушку, просто отбросьте ее ногой, чтобы собака не могла до нее дотянуться. Всегда помните, что ввязываться в схватку стоит только тогда, когда вы можете ее выиграть.

Эта процедура необходима только для больших собак. Маленькую собаку нужно просто поднять от земли и держать в таком подвешенном состоянии до тех пор, пока она не выпустит игрушку. Некоторым мягкосердечным хозяевам это может показаться ужасным, но это не более ужасно, чем собака, кусающая ребенка за лицо.

Если вы не планируете обучать вашу собаку защитной службе, то играть в "перетягивание каната" со щенком - не лучшая идея. Это вырабатывает у собаки чувство собственности по отношению к ее игрушкам.

Если вы планируете заняться спортивной дрессировкой Schutzhund или сделать из собаки телохранителя или полицейскую собаку, то вам придется очень много играть в "перетягивание каната" со щенком. Необходимо выработать чувство собственности сначала к тряпке, а затем по отношению к рукаву или дрессировочному костюму. Что нужно сделать еще в раннем возрасте, так это выработать связь, что после того, как собаке позволяют несколько раз выиграть игру в перетягивание каната, хозяин может забрать этот объект у собаки. Я понял, что дать щенку кусочек лакомства после того, как вы забрали объект перетягивания - это лучший способ вознаграждения за отданную вещь. Это также начало обучения собаки команде "дай".

В последнюю свою поездку в Голландию я видел своего голландского друга, который управлялся со своим сверхдоминантным полицейским псом из KNPV (Королевская Голландская Полицейская Собака). Этот пес прошел через руки множества хендлеров до того, как попал к моему другу Юпу. Пес кусал всех своих владельцев, в том числе Юпа, пока тот не вычислил, как надо с этим псом обращаться. Теперь когда они занимаются защитной работой и Юп командует собаке "дай", он скармливает собаке кусочек мяса. Многие серьезные тренеры могут отворотить нос от этого метода, но я могу предложить им вызваться справиться с этим псом по-другому. Подводя черту, можно сказать, что мы должны думать и делать именно то, что сможет показать собаке кто здесь лидер.

Обеденное время.

Собаке с проблемой доминантности никогда не должно позволяться находиться в кухне или столовой в то время, когда семья обедает. Самая худшая вещь, которую вы можете сделать, это кормить доминантную собаку со стола. Кроме того, вожак стаи всегда ест первым и берет себе лучшие куски еды. Если ваша собака живет в доме, всегда закрывайте ее в клетке или другой комнате в ваше обеденное время. Кормежка со стола - худшее, что вы можете сделать. Это только увеличит ваши проблемы.

Еда.

Доминантные собаки часто ведут себя агрессивно возле своей еды. У щенка вы можете побороть рычание и заставить собаку позволять вам забирать еду или держать ваши руки возле миски, пока собака ест. С более старшей собакой я не уверен, что стоит вступать в схватку. Если я покупаю собаку, которая агрессивна возле своей еды, я обычно никак не борюсь с этим, но тогда эта моя собака живет в питомнике.

Если мне нужно будет исправить этот момент у собаки, которой придется есть в доме, где имеются дети, я бы всегда кормил ее в отдельном помещении и только сам. Я бы никогда не оставлял миску внизу после того, как собака поела, особенно если в доме есть дети. Я бы никогда не стал подходить и забирать еду, когда собака находится возле своей миски, а позвал бы ее из другой комнаты (может, дал бы угощение, за то, что подошла). Потом бы вошел и забрал миску в отсутствие собаки. Если нужно заставить собаку разрешать быть возле ее еды, я бы стал кормить собаку только держа ее миску. Если она отказывается от еды, когда я держу ее миску - пожалуйста. Рано или поздно она начнет есть , когда достаточно проголодается. Реально, я не думаю, что существует так много причин, чтобы бороться с проблемой данным путем. Есть еще и другие баталии, в которых придется сражаться, но побеждать в которых намного проще, чем в данном случае.

Ласка

Очень важно иметь прочную связь с доминантной собакой. Собаки живут и умирают в соответствии со своим местом в стае. Единственный путь установить контроль, это установить хорошие взаимоотношения. Но это должно быть сделано по вашим правилам. Собака, которая приходит и заставляет вас приласкать ее когда вы читаете газету или работаете на компьютере, демонстрирует форму доминантного поведения. Не допускайте, чтобы это происходило. Заставьте собаку лечь. Реально, контролирование поведения через укладку собаки на длительное время - это один из лучших способов поставить себя как вожака стаи.

Владельцам-новичкам следует понять, что почти каждая собака хочет, чтобы ее приласкали. Но есть разница между счастливой дружелюбной собакой, которой просто хочется ласки, и доминантной собакой, которая хочет заставить обратить ваше внимание на себя, когда вы заняты чем-то другим. Понимание разницы между двумя этими ситуациями придет с опытом. Если ваша собака не показывает других признаков доминантности, кроме требования ласки, это не является проблемой.

Агрессия к друзьям семьи.

Если собака показывает агрессию к определенному посетителю (и не показывает к другим), которого она уже видела и просто не любит, это тоже форма доминантности. Некоторые владельцы маленьких собак думают, что это может быть милым, другим приятно, что собака пытается их защитить. Неправы оба. Такое поведение также надо контролировать. Этим собакам следует объяснить, что такое поведение недопустимо.

Самый простой путь, это отругать собаку и посадить ее в клетку (или другую комнату). Показывая собаке, что вы постоянно контролируете ее окружение, вы утверждаете себя в роли вожака. В стае, только один вожак может решать с кем драться и когда. Если мы позволяем собаке решать самой, кого атаковать, мы позволяем оставаться ее доминантности.

Люди, которые обучают своих собак защитной работе (schutzhund или полицейской работе), могут подумать, что это неверно, поскольку их собаки отходят и работают самостоятельно. На самом деле они не работают сами по себе. Посредством тренировок, хозяин устанавливает правила боя. Собака усваивает, когда можно, а когда нельзя кусать. Защитная работа способствует установлению стайных отношений если и все остальное в жизни собаки, связанное с доминантностью, было сделано правильно.

Двери и ступеньки
Жизнь с доминантной собакой требует выполнения большого числа тонкостей, которые необходимы чтобы собака поняла, что вы ее хозяин, вожак в ее жизни, человек, которого уважает . Одна из таких маленьких вещей, которые вы всегда должны делать, это сделать так, чтобы собаке всегда приходилось пропускать вас в дверной проем первым и спускаться по лестничному пролету позади вас. Это может показаться незначительной вещью, но на самом деле это не так. Если вы заставите собаку делать мелочи, подобные этим (которые совсем не требуют борьбы для их достижения), вы уже зададите определенный тон ваших взаимоотношений.

Агрессия.

Это трудный случай. Я понял, что легче всего контролировать агрессию в очень юном возрасте собаки и уделить достаточно внимания, прежде, чем это может стать серьезной проблемой. Я не позволяю моим щенкам драться, обязательно вмешиваюсь. Они быстро усваивают, что я один решаю насколько сильно позволено им играть и позволено ли вообще.

Контроль над агрессией взрослой собаки это тема совершенно другой статьи. Такой случай требует применения электрошокового ошейника и намордника. На самом деле, у некоторых собак, которые не прошли через такое раннее обучение , невозможно полностью побороть агрессию.

Альфа роль и прочее

Если бы я попытался применить Альфа-роль к одному из моих взрослых псов без надетого намордника, он бы "съел мой обед". Когда я слышу, как люди говорят об установлении Альфа-лидерства к взрослой собаке, я только качаю головой и сравниваю это с "русской рулеткой".

Для тех, кто не знает, что такое Альфа-роль, позвольте мне пояснить. Когда собака начинает показывать признаки доминантности, многие тренеры скажут начинающим владельцам заставить собаку лечь на землю брюхом вверх, в то время хозяину следует наклониться над собакой, схватить ее за обе щеки и смотреть ей прямо в глаза до тех пор, пока она не подчинится и не отведет глаза.

Да, все это хорошо для какой-нибудь маленькой Фифи - но лучше не пытайтесь проделать это с большой собакой, которая к тому же действительно доминантна. Я совсем недавно получил e-mail от друга, который рассказал мне об эпизоде, который произошел у них в Калифорнии в Schutzhund-клубе, когда две собаки начали драку. После того, как драка была прекращена, хозяйка ( которая не была уж очень большой) попыталась применить Альфа-роль к своему большому кобелю немецкой овчарки (который не обучался на послушание в первый год, поскольку она когда-то услышала, что нельзя рано обучать на послушание защитных собак). В итоге, пес напал на нее и нанес тяжелые покусы в лицо и верхнюю часть тела, оставив страшные безобразные шрамы. Собаку впоследствии усыпили.

Самое неприятное, что если бы контроль над собакой устанавливался бы по-другому, ничего бы не случилось с этой несчастной женщиной и пес скорее всего был бы жив до сих пор.

Я не сторонник Альфа-роли. Я могу быть не прав в этом. Но скажу, что если кто-то пытается установить Альфа-роль над большой собакой, лучше бы надеть на собаку намордник и быть достаточно большим и сильным, чтобы выиграть схватку. Всегда помните, что если вы собираетесь вступить в схватку с доминантной собакой, лучше всего делать это только тогда, когда вы уверены, что сможете победить.

Мое мнение, что в большинстве случаев, с очень сильными, упрямыми доминантными собаками лучше как можно больше применять тонкий язык тела и словесные команды. Другими словами, чем создавать ситуации, когда я вынужден буду взять собаку на поводок (и нарушить хорошие отношения между нами), я стану просто избегать таких ситуаций, или просто отругаю собаку суровым голосом и уже возвышусь над ним. Иногда можно "дать пинок по зад" доминантной собаке даже не прибегая к помощи силы в таких ситуациях, поскольку прямое возвышение может спровоцировать нападение. Я устанавливаю Альфа-позицию, ругая собаку, или уводя ее прочь, или подзывая рядом и уходя от ситуации.

Мы должны знать наших собак. Вы можете знать, что по-настоящему сильная упрямая собака может вступить с вами в схватку, если вы попытаетесь заставить ее принять лежачее положение после вашей стычки. Я твердо верю, что не следует вступать в схватку со своими собаками (до тех пор, пока этого можно избежать). Я уверен, что потеряете намного больше, чем приобретете в результате того, что ударите животное. Всегда лучше контролировать его другим путем. Например, если вам нужно остановить и "согнуть" собаку после того, как произошло что-то, не пытайтесь уложить собаку для установления контроля, просто уведите ее и посадите в собачью клетку. Сделайте что-нибудь подобное, чтобы показать собаке, что только вы один контролируете собаку и ее окружение.

Когда хозяин вызывает ситуацию, что собака нападает, он уже сделал ошибку. Он не распознал ситуации и теперь получает проблемы. Цель- распознать потенциальную схватку до того, как она произойдет и избежать ее, не теряя лица перед собакой.

Например, я использую электрошоковый ошейник Три Троник для того, чтобы заставить моих полицейских собак выпустить их игрушки для перетягивания. В результате действия ошейника собака выплевывает игрушку по команде, но у нее настолько сильный рефлекс к этой конкретной игрушке, что собака начинает охранять ее. Я могу наклониться и поднять игрушку, но в этом случае есть реальная возможность, что меня укусят - так зачем же это делать? Я просто уведу собаку, или брошу ей другую игрушку, а когда она отойдет от первой, возьму на поводок.

Итак, я завершаю эту статью, напоминая о нескольких вещах, которые нужно всегда помнить:

Вступайте в схватку только когда можете победить.
В большинстве случаев вы потеряете больше, чем приобретете, вступая в схватку со своей собакой. Даже если победите вы.
Всякий раз по возможности думайте и ищите причины проблемы пути ее решения.

Отредактировано P.S. (2010-07-09 13:25:51)

0

10

P.S. написал(а):

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ДОМИНАНТНОЙ СОБАКОЙ.
Эд Фраули Copyright 1997

На статьи этого автора, я обращаю особое внимание, помоему он один из лучьших публицистов!

0


Вы здесь » ФОРУМ КАЛУЖСКОГО КЛУБА СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА » Дрессировка » Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВЫ ЭТО ПОНИМАЛИ. С.Павлюк.